Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат
Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного
банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-
ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,
именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-
рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-
фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-
чивает занятость среди женского населения.
Россия
Казахстан
Польша
Литва
Латвия
Германия
Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.
Более конкретные оценки, из которых складывается общий рейтинг уплаты нало-
гов, приведены в табл. 2. В нашем регионе Беларусь «соревнуется» с Украиной в
количестве платежей и затраченном времени. Из стран ЕврАзЭС с положительной
точки зрения выделяется Казахстан с его 9 налоговыми платежами в год.
Таблица 2. Общий рейтинг легкости уплаты налогов
Всего Всего
платежей часов Время Время Время
Беларусь 124 1188 24 960 36 180 64 48
Украина 99 2085 6 421 60 732 33 932
Россия 22 448 1 160 14 96 7 192
Казахстан 9 271 1 105 1 74 7 92
Польша 41 418 12 89 1 228 28 101
Литва 24 166 1 32 13 76 10 58
Латвия 7 219 1 31 1 105 5 83
Германия 16 196 3 30 3 123 16 43
Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.
2.2. Что и как реформировать: мировой опыт
В мире есть 6 стран, где в принципе нет налога на прибыль. 13 стран не имеют
налогов на зарплату (отчислений в фонд социального страхования), которые бы
уплачивал наниматель, и 3 страны не имеют «других» налогов (кроме налога на
прибыль и с зарплаты). При этом все страны очень сильно варьируются с точки
зрения легкости/сложности уплаты налогов. Например, уплата оборотных налогов
занимает в среднем 105 дней в Азербайджане и только 1 день в Швейцарии. Еще
одна разница заключается в количестве других налогов. Так, в Швеции только
один другой налог (кроме налога на прибыль и с зарплаты), в то время как в Кыр-
гызстане – 6. Налог на недвижимость (имущество) – один из наиболее популяр-
ных среди группы «других» налогов. Такой налог имеет 145 стран. Однако разни-
ца в ставках, базе, способе уплаты очень значительна.
Наиболее популярными в налоговой сфере являются следующие реформы
(табл. 3):
− появление электронного документооборота (уплата налогов on-line): более
четверти всех стран мира используют электронные расчеты и платежи в на-
логовой
сфере. Это значительно
ты (на бумагу, посещение налоговой инспекции и т.д.);
− объединение налогов с одинаковой базой в один. Более половины всех стран
мира имеют более чем один налог, уплачиваемый с зарплаты, 27% – с при-
были
и 41% – с имущества. Если
база расчета налогов
му их не объединить? Это значительно сокращает издержки по администри-
рованию налогов как для предприятий (налогоплательщиков), так и органов
госуправления;
----------------------- Page 5-----------------------
− упрощение налогового администрирования – в большинстве стран мира дей-
ствуют специальные бухгалтерские книги для налоговых нужд. В двух пятых
всех стран
действует более чем один
чает двусмысленность и неопределенность в уплате налогов, их дублирова-
ние и чрезмерность, суровость наказаний за зачастую неумышленные ошиб-
ки. Простота и прозрачность в расчетах и уплате налогов – важный элемент
сокращения
издержек по их
− уменьшение налоговых ставок и расширение налоговой базы. Высокие нало-
говые
ставки вынуждают часть
бизнеса уходить «в тень».
реформа – это политический компромисс между сторонниками сокращения
налоговых ставок (и уменьшения бюджетных доходов) и их увеличения (и
сокращения бюджетного дефицита). В тоже время, те страны, которые осме-
ливаются уменьшать налоговые ставки (и/или отменять отдельные налоги)
зачастую сталкиваются с ростом налоговых платежей, что объясняется рос-
том предпринимательской активности и выходом части бизнеса «из тени».
Таблица 3. Основные налоговые реформы в 2006–2007 гг.
Уменьшение налога на прибыль Азербайджан, Болгария, Колумбия, Греция, Израиль, Казахстан, Кыргызстан,
Уменьшение налогов на зарплату Албания, Болгария, Израиль, Кыргызстан, Мексика, Молдова, Нидерланды,
и соцплатежи Румыния, Словения, Сейшельские острова, Словения, ЮАР, Узбекистан
Упрощение процедуры уплаты Азербайджан, Болгария, Колумбия, Лесото, Малайзия, Нидерланды, Турция,
налогов
Изменения в налоговом кодексе Молдова, Монголия, Сьерра Леоне, Сирия, Турция, Уругвай
Отмена отдельных налогов
Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.
Болгария является лидером в области реформирования налоговой системы в
2006–2007 гг. В 2006 г. налог на прибыль был снижен с 15% до 10% и налоги на
зарплату на 7%. Кроме того, стало возможным уплачивать налог на прибыль и
налоги на зарплату в режиме реального времени (через интернет).
Страны Восточной Европы и Центральной Азии реализовали примерно треть всех
налоговых реформ 2006–2007 гг.
Среди стран СНГ можно
− Узбекистан, были уменьшены налог на прибыль (с 15% в 2005 г. до 12% в
2006 г. и
10% в 2007 г.) и выплаты
в фонд социального
в 2004
г. до 24% в 2007 г.), отменен
экологический налог, а также
на практика
упрощенного налогообложения
− Молдову, где налог на прибыль был снижен с 15% до 0% в 2008г. (хотя в
2006 г. ставка
этого налога уже была
− Азербайджан, где уменьшился налог на прибыль с 24% до 22% и было упро-
щено администрирование этого налога;
− Казахстан, где увеличились ставки амортизационных отчислений, что умень-
шает налогооблагаемую базу налога на прибыль;
− Кыргызстан, где уменьшились налог на прибыль с 20% до 10% и отчисления
в фонды социального страхования на 3%.
Таким образом, многие страны
СНГ и ЕврАзЭС реализуют
реформы. Беларусь в 2007–2008гг. также пошла по пути упрощения процедур
администрирования налогов и снижения налоговой нагрузки (эти данные не во-
шли в цитируемое исследование Всемирного банка). Однако эти изменения все
еще носят скорее незначительный характер, и многое еще только предстоит сде-
лать.
----------------------- Page 6-----------------------
3. Налоговая система Беларуси:
реализуемые и предлагаемые
3.1. Изменения в сфере налогообложения
Следует отметить, что правительством ( и Рабочей группой под руководством
А. Кобякова2) ведется работа в направлении снижения налоговой нагрузки и
упрощения методики расчета и уплаты налогов. Кроме того, представители
Министерства по налогам и сборам отмечают работу по упрощению налогово-
го законодательства и исключению его двойственного толкования. Так, еще
3–4 года назад вполне реальной была ситуация, когда законы Министерства
финансов противоречили инструкции Министерства по налогам и сборам
(МНС) и другим нормативным документам. Сегодня большинство налоговых
законов имеет характер прямого действия.
За последние три года в Беларуси отменено 12 налоговых платежей и еще 5
отменены с 2008 г. С 2008 г. предприятия освобождены от уплаты налога с
пользователей автодорог, отчислений в бюджетный фонд развития строи-
тельной науки (0.5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных
работ) и трех местных сборов (за торговлю на территории соответствующих
административно-
территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностран-
ных языках).
Однако, по мнению Рабочей группы по упрощению налоговой системы, глав-
ное достижение – сокращение оборотных налогов. В 2008 г. ставка оборот-
ных налогов снижена с 3% до 2% от выручки, в результате чего в распоря-
жении предприятий останется около Br 1 трлн. В 2009–2010 гг. планируется
отменить отчисления в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводи-
телей, а в целом оборотные налоги планируется отменить в 2011 г.
Для строительных организаций отменяются также отчисления в государственный
целевой бюджетный фонд развития строительной науки Министерства архитекту-
ры и строительства Республики Беларусь.3 Это несколько снизит налоговую на-
грузку на предприятия строительного комплекса. Однако отчисления в инноваци-
онный фонд Министерства архитектуры и строительства остаются. Для многих
МСП эти отчисления являются значительным бременем.
МНС отмечает, что проводит работу по изменению сроков уплаты налогов,
напрямую не связанных с работой предприятий. Так, экологический налог и
налоги на землю и недвижимость теперь можно уплачивать ежеквартально.
Таким образом, произошло некоторое улучшение в администрировании нало-
гов.
Государство создает определенные налоговые льготы для МСП, создаваемых в
малых городах и сельских населенных пунктах. Однако это представляется край-
не частичным решением, поскольку налоговая реформа необходима для всех
Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения