Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат
Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного
банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-
ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,
именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-
рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-
фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-
чивает занятость среди женского населения.
2 Рабочая группа под руководством заместителя Премьер-министра Беларуси А.В.Кобякова создана в
2006 г. для совершенствования административных процедур и стимулирования развития предприни-
мательства в стране.
3 В 2007г. министерство по сути дела на одинаковых условиях формировало два различных фонда —
строительной науки и инновационный фонд, причем второй — по повышенным нормативам отчисле-
ний, установленных Указом президента от 4 августа 2006 г. №499 «О некоторых мерах по обновлению
основных средств в строительной отрасли».
4 Указ президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 «О Государственной комплексной
программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы» и декрет
президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования
предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».
----------------------- Page 7-----------------------
предприятий. Согласно декрету №1 в Беларуси для вновь создаваемых в ма-
лых городах коммерческих организаций, в том числе с иностранными инве-
стициями, предусмотрена возможность не уплачивать отдельные налоги и
сборы. С 1 апреля 2008 г. эти МСП освобождены от исчисления и уплаты на-
лога на прибыль и сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей при реа-
лизации товаров ( работ, услуг) собственного производства. Эти предприятия
освобождаются также от ряда других налогов и сборов. Кроме того, новые
предприятия и новые компании с иностранными инвестициями на 5 лет осво-
бождаются от обязательной продажи части инвалютной выручки от реализа-
ции товаров ( работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи
имущества в аренду.
Таким образом, налоговое законодательство, пусть и очень медленно, но ме-
няется. Безусловно, налоги в Беларуси чрезмерно высоки, а порядок их ад-
министрирования для предприятий сложен и дорогостоящ. Соответственно, и
МНС, и Министерству финансов, и Рабочей группе под руководством А. Кобя-
кова предстоит проделать много работы для того, чтобы сравнять налоговую
нагрузку и легкость уплаты налогов в нашей стране с аналогичной в странах-
соседях. Если же ставится амбициозная задача войти в двадцать-пятьдесят
лучших стран по качеству делового климата, работы и пространства для по-
настоящему значительных изменений еще больше. Пока руководители МСП,
хоть и справедливо отмечают прогресс, однако по-прежнему жалуются на до-
рогостоящее администрирование налогов.
3.2. Основные проблемы
Налогообложение является одной из самых актуальных проблем для МСП Белару-
си на протяжении ряда последних лет. Так, согласно исследованиям Исследова-
тельского центра ИПМ, налоговая система занимает лидирующее положение в
списке основных барьеров для ведения бизнеса (табл. 4).
Таблица
4. Распределение ответов на
(не зависящие от предприятия) факторы мешают Вам
в успешном ведении бизнеса?» (%)
Налоговая система (высокое налоговое бремя, сложная
система налогов и других обязательных платежей
Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация,
разрешения, лицензии, отчётность, большой докумен- 4.6 6.8 20.2 27.1 41.3 3.9
тооборот и т.п.)
Проверки и штрафы
Источник: Исследовательский центр ИПМ (2007), Бизнес в Беларуси 2007. Состояние, тенденции, перспективы.
На те или иные проблемы с налогообложением жалуются практически все опро-
шенные предприниматели. Из представленной ниже таблицы хорошо видно, что
для большинства предпринимателей проблема налогообложения не сводится
только к высоким налогам (хотя платить как можно меньше налогов является ес-
тественным стремлением предпринимателей в любой стране) – респонденты чаще
всего жалуются также на чрезмерное количество налогов, сборов и отчислений,
нестабильность и противоречивость налогового законодательства, сложность
(трудоемкость расчетов) (таблица 5).
5 Декрет №1 от 28 января 2008 г. «О стимулировании производства и реализации товаров ( ра-
бот, услуг)». Положения декрета распространяются на населенные пункты с численностью
населения до 50 тыс. чел.
----------------------- Page 8-----------------------
Таблица 5. Основные проблемы в области
налогового законодательства (%)
Большое количество разных налогов
Суммарные размеры налогов
(налоговое бремя)
Нестабильность налогового законодательства, постоян-
ные изменения
Большое количество сборов и отчислений (во внебюд-
жетные фонды, на поддержание инфраструктуры и пр.) 9.9 24.1 36.8 19.0 10.3 3.07
Противоречивость налогового
законодательства
Сложность расчета налогов
Большие затраты времени и сил на расчет налогов 27.5 36.3 21.1 12.4 2.8 2.86
Необходимость ежемесячно отчитываться по всем (даже
неуплачиваемым) налогам
Низкий уровень компетентности работников налоговых
органов (незнание законодательства и пр.) 11.5 31.0 32.9 14.3 10.3 2.49
Трудности с получением информации о налогах 8.0 31.1 37.5 13.5 10.0 2.27
Источник: Козаржевский П., Ракова Е. (2007). Регуляторная среда и тенденции развития малых и средних пред-
приятий Беларуси в «Частный бизнес Беларуси: внешние и внутренние факторы развития» (под ред. П. Козар-
жевского и Е. Раковой).
Многие предприниматели подчеркивают, что они хотят полностью уплачивать все
необходимые налоги. Однако часто это практически невозможно из-за того, что
никто – ни налоговые органы, ни предприниматели – не в состоянии отследить и
правильно интерпретировать все требования, существующие в настоящий момент.
В первую очередь, это касается различных нормативов и инструкций в области
расчета затрат. Кроме того, необходимость «продираться» через неясные и про-
тиворечивые бухгалтерские требования ложится бременем на плечи бизнеса, от-
влекая значительные материальные и нематериальные ресурсы. Так, предприни-
матели вынуждены нанимать целую армию бухгалтеров, количество которых в ра-
зы превосходит необходимое предприятиям малого и среднего бизнеса в соседних
странах. Практически ни одно, даже самое маленькое, предприятие не может
обойтись без бухгалтера, работающего на полной ставке.
При этом проблемы администрирования налогообложения – расчета и отчета по
всем имеющимся налогам – является наиболее актуальной для малых частных
предприятий. Как показали наши исследования, именно налоги – не столько даже
суммарное налоговое бремя (хотя и это имеет значение) – сколько необходимость
отчитываться по всем, даже неуплачиваемым, налогам является препятствием и
объясняет нежелание части индивидуальных предпринимателей (ИП) регистриро-
вать юридическое лицо. Таким образом, реформа упрощенной системы налогооб-
ложения и ее популяризация является важным направлением деятельности пра-
вительства. Последние изменения в системе упрощенного налогообложения яв-
ляются прогрессивными и полезными для многих МСП. Однако сами предпринима-
тели говорят, что упрощение в виде уплаты 10% с оборота – это по-прежнему
много (они выступают за ставку 8%).
3.3. Легкость уплаты налогов: эмпирические данные
В целом, все проблемы налогообложения в Беларуси можно разделить на четыре
группы:
1. Сложность,
нестабильность и
2. Высокое налоговое бремя;
3. Недостаток информации и незнание отдельных положений (и/или нововведе-
ний)
налогового законодательства
4. Администрирование
налогов (большие затраты
налогов,
отсутствие электронного
----------------------- Page 9-----------------------
По всем этим направлениям необходимы изменения, если ставится задача улуч-
шения условий для ведения бизнеса. И хотя, как уже отмечалось, в области не-
стабильности и противоречивости налогового (и бухгалтерского) законодательст-
ва достигнут определенный прогресс, для выхода на международный уровень
многое еще предстоит сделать. Правительство декларирует принцип постепенного
снижения налогового бремени, однако положительные изменения в этом плане
происходят очень медленно и носят незначительный характер.
Следует отметить, что третья и четвертая группы достаточно сильно взаимосвяза-
ны. Так, невежливое и высокомерное отношение со стороны работников налого-
вых инспекций можно охарактеризовать фразами участников фокус-групп: «Чи-
тайте, там [на стендах ИМНС] все написано» или «Вы не так поняли, что мы вам
написали».
Сложность и зарегулированность налогового законодательства, частые изменения
в нем приводят к росту количества бухгалтеров в стране. В результате, что и до-
казывает исследование Всемирного банка, становится актуальной четвертая
группа факторов. У белорусских предприятий растут транзакционные и вменен-
ные издержки по ведению бизнеса (затраты времени, сил, ресурсов все большего
Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения