Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат
Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного
банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-
ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,
именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-
рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-
фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-
чивает занятость среди женского населения.
количества бухгалтеров по расчету многочисленных налогов при одновременной
нехватке времени и специалистов на занятия финансовым и управленческим уче-
том, планированием и пр.). Все это снижает конкурентоспособность бизнеса, при-
водит к росту затрат и цен на конечную продукцию.
Бухгалтера и директора МСП отмечают необходимость изменения инструкций и их
значительного упрощения. Терминология нормативных актов сложна и противо-
речива; при этом инструкции имеют свойства часто изменяться. В законодатель-
стве существует масса примечаний, сложностей, исключений и пр. уследить за
всеми изменениями зачастую невозможно; а для того, чтобы их правильно понять
нужно читать инструкции и руководства по применению нескольких специали-
стов. Между тем, специализированные бухгалтерские издания в Беларуси с ком-
ментариями специалистов не так уж и дешевы.
В существенном реформировании нуждаются и базы исчисления налогов (в пер-
вую очередь, затратная часть). Многие затраты – нормируемые, однако нормы
включения тех или иных затрат в себестоимость зачастую противоречивы, неясны
или недостаточны, а значит, часть маркетинговых или информационных затрат
предприятия должны финансировать из прибыли.
Еще одним недостатком налоговой отчетности является зарегулированное оформ-
ление документов – незначительные технические описки или «недописки» (лиш-
няя/отсутствующая точка, запятая) ведут к признанию документа недействитель-
ным. Все это увеличивает
стоимость администрирования
Еще одна черта белорусской налоговой системы, на которую часто жалуются
предприниматели – текучесть инспекторов и их низкий уровень квалификации
(особенно информационных технологий – компьютера, компьютерных программ);
незнание инспекторами всего многообразия законодательства или своих собст-
венных инструкций; безответственность и равнодушное отношение (потеря доку-
ментов, фразы вида «Я не принимаю сегодня, придите завтра/еще раз»; «Вы нам
не принесли этот документ» и пр.), а иногда и невежливость и грубость. «Мне
пришлось потратить несколько часов, чтобы объяснить инспектору их собствен-
6Для справедливости следует отметить, что проблемы и несовершенство налогового законодательства
являются актуальными и для государственных предприятий. Однако их финансовые возможности по
администрированию и уплате налогов, а также фактически более благосклонное отношение прове-
ряющих органов к
----------------------- Page 10-----------------------
ные инструкции, а после этого и собственноручно вбить данные», – отмечает одна
участница фокус-группы.
4. Выводы и рекомендации
Многие страны выбирают различные налоговые реформы с целью упрощения ад-
министрирования и уменьшения ставок. Это – глобальный тренд. За последние
три года 65 стран реформировали свою налоговую систему. Основными направле-
ниями реформы являются сокращение налога на прибыль, отмена отдельных на-
логов, а также упрощение администрирования.
В последнее время в Беларуси сделаны определенные шаги в рамках реформиро-
вания налоговой системы. Так, ряд налогов отменены, часть – объединены (с
единой налогооблагаемой базой), на некоторые налоги уменьшены ставки или
ежемесячная уплата заменена квартальной. Однако налоговая система Беларуси
изначально настолько сложна, противоречива и дорогостояща в исполнении, что
многое еще предстоит сделать. По состоянию на 2007 г. Беларусь занимала по-
следнее место в мире по легкости уплаты налогов.
Среди важнейших предложений по облегчению налогового администрирования и
бремени уже в 2009 г. можно отметить следующие:
− отмена налога на недвижимость (для малых и средних предприятий) или от-
мена взимания этого налога с активной части основных фондов (станки,
оборудование) и распространение налога только на объекты недвижимого
имущества (здания и сооружения);
− объединение в один платеж налогов на недвижимость и земельный на-
лог;
− отмена местных налогов – сбора на содержание и развитие инфраструк-
туры и
транспортного сбора,
тающейся в
распоряжении организаций
− установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной
торговле и налога на услуги в размере 5%;
− отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельско-
хозяйственной
продукции, продовольствия и
− предоставление налоговых деклараций (расчетов) один раз в квартал при
одновременном сохранении обязанности плательщиков производить уплату
налогов ежемесячно и переход через год к квартальной уплате налогов на
прибыль
и НДС (а в идеале и
− интенсификация перехода на электронный оборот (хотя бы в рамках экспе-
римента в Минске);
− отмена для частных предприятий, в первую очередь МСП, отчислений в
государственные инновационные фонды (строительства, энергетики и
пр.);
− уменьшение ставок (с 10% до 8%) при системе упрощенного налогообложе-
ния с
целью большего количества МСП,
− упрощение (отмена) ряда инструкций и законов и языка их написания, а
также баз исчисления налогов.
Минск, март 2008 г.
Елена Ракова
Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения