Налоговые органы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Система налоговых органов.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Штатная численность  налоговых органов республики по состоянию на 01.02.2009 составляет 9405 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г. Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Полномочия таможенных органов в сфере налогообложения предусмотрены ст. 83 Налогового кодекса Республики Беларусь.

  Исторически сложилось так, что через территорию Беларуси всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в железнодорожном и автомобильном сообщении в направлении с Востока на Запад и с Запада на Восток Европейского континента. После приобретения Беларусью в 1991 году суверенитета, возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.

20 сентября 1991 года Постановлением  Верховного Совета Республики  Беларусь № 1101-ХІІ «О таможенной  службе Республики Беларусь»  Белорусское управление Государственного  таможенного контроля СССР  преобразовалось в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, с подчинением ему таможенных органов СССР, существовавших на территории республики. С этого момента начинается новый этап в развитии белорусской таможенной службы, характеризующийся становлением ее как правоохранительного органа, стоящего на защите экономических интересов страны.

До 1991 года на территории Республики Беларусь действовали 4 таможни, в которых работало около 1500 сотрудников. Несмотря на трудности, обусловленные  социально-экономическим положением в стране, за короткий промежуток времени необходимо было решить задачу создания целостной структуры таможенной службы для обеспечения экономической безопасности суверенного государства. Одновременно велась работа по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.

В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь», определивший правовые и организационные аспекты таможенного дела в республике и основные задачи таможенной службы, направленные на защиту экономических интересов страны; утверждены: Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь и Устав таможенной службы [9, с. 342].

В 1993 году введен в действие Таможенный кодекс и принят Закон  «О таможенном тарифе». С 1995 года проводится работа, направленная на унификацию таможенных законодательств Беларуси и России в рамках Таможенного союза. В 1997 году принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», 17 июля 1998 года введен в действие новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 года утверждено новое Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь.

С  1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси.

С целью усиления контроля за использованием государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. преобразовано в целевые бюджетные фонды.

Проводилась и проводится работа по упрощению налогообложения  определенных категорий плательщиков.

С 1998 г. принята упрощенная система налогообложения объектов малого предпринимательства, предусматривающая замену рядов налогов одним налогом.

Начало 2000 года ознаменовалось существенным изменением в существовавшей  в республике системе налогообложения. Сокращено количество налоговых платежей. Объединены отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, налога на содержание детских дошкольных учреждений и целевой сбор на содержание жилья. Они в 2000 г. вносились единым  платежом.

С целью сохранения конкурентоспособности  белорусских товаров в 2004 г. снижена  стандартная ставка налога на добавленную стоимость с 20%  до 18 % [16, с. 48].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ  СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ  ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

    

    1. Общее управление налогами

 

 Налоговая служба Республики Беларусь – это совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой [13, с. 27].

 Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти: парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Акт налогового законодательства - это нормативный правовой акт (форма), регулирующий вопросы налогообложения (содержание). Как и любой иной нормативный правовой акт, акт налогового законодательства должен быть:

- принят (издан) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, определенной Конституцией Республики Беларусь и принятыми на ее основе законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, по установленной форме и в рамках установленной процедуры;

- по своему содержанию соответствовать актам более высокой юридической силы.

Пределы компетенции  нормотворческого органа (должностного лица) могут определяться содержанием как его прав, так и обязанностей.

Принятие (издание) акта в рамках установленной процедуры означает соблюдение установленных требований к его согласованию, принятию (изданию), подписанию, опубликованию.

Юридическая сила нормативного правового – необходимое условие его действия (обязательности). Она определяет место нормативного правового акта в законодательстве, соподчиненность нормативных правовых актов различных видов.

По убыванию юридической  силы нормативные правовые акты, регулирующие, вопросы налогообложения, могут  быть представлены следующим образом:

1)Конституция Республики Беларусь, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь.

В ст.56 Конституции Республики Беларусь закреплена обязанность граждан  Республики Беларусь принимать участие  в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Ряд норм Конституции  Республики Беларусь оказали непосредственное влияние на положения Налогового кодекса Республики Беларусь (право граждан на неприкосновенность жилища, арест имущества, находящегося в жилом помещении, с санкции прокурора, ограничение доступа в жилое помещение помимо или против воли проживающих в нем физических лиц);

2)международные договоры  Республики Беларусь;

3) декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Налоговый кодекс Республики Беларусь – кодифицированный нормативный правовой акт (закон), содержащий систематизированное изложение правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения.

Законы, регулирующие вопросы налогообложения, должны соответствовать Налоговому кодексу;

4)распоряжения Президента Республики  Беларусь. По общему правилу они имеют ненормативный (индивидуальный) характер. Однако Президентом может быть установлено иное;

5)Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления принимаются в форме постановлений и приказов. При этом:

- постановления республиканского органа государственного управления принимаются коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулируют общественные отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности;

- приказы республиканского органа государственного управления издаются руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления  и являются актами функционально- отраслевого¸ внутриведомственного характера, Приказами республиканских органов государственного управления могут быть урегулированы в части внутриведомственных вопросов такие сферы, как организация налогового контроля, ведение Государственного реестра плательщиков.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления после их одобрения на коллегиях этих органов и исключительно в форме постановлений.

В числе республиканских органов  государственного управления, правомочных  в соответствии с установленной  компетенцией принимать нормативные  правовые акты по вопросам налогообложения, необходимо назвать прежде всего Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет;

7) акты органов местного управления и самоуправления.

Органами местного управления являются: областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации. К органам местного самоуправления относятся местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления [9, с. 34].

Акты органов местного управления и местных Советов  депутатов:

- принимаются в форме решений;

- имеют обязательную силу на соответствующей территории Республики Беларусь;

- должны соответствовать законодательству Республики Беларусь.

Принятые нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, а также областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции. Заключение Министерства юстиции, принятое по результатам юридической экспертизы, является основанием для включения актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

В силу ст.112 Избирательного кодекса  Республики Беларусь вопросы об установлении, изменении и отмене налогов не могут выноситься на республиканский и местные референдумы [9, с.72].

Реализация  положений актов налогового законодательства требует доведения их до сведения лиц, которым они адресованы, что достигается посредством их  официального опубликования. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» все акты налогового законодательства (за отдельными изъятиями) подлежат официальному опубликованию, т.е. доведению их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Для большинства нормативных правовых актов такие издания определены Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента от 10 декабря 1998 №22 [9, с.54]. В соответствии с названным Положением источниками официального опубликования нормативных правовых актов Республики Беларусь являются:

- издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь – для нормативных правовых актов всех видов;

- газета «Советская Белоруссия»- для декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь, международных договоров, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь;

- газета «Звязда» - для законов Республики Беларусь, ратифицированных международных договоров (публикуются на белорусском языке);

- «народная газета» - для законов Республики Беларусь, ратифицированных международных договоров (публикуются на русском языке);

- газета  «Рэспубліка» - для постановлений Совета Министров. Нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления.

Опубликование нормативных  правовых актов в изданиях, не являющихся официальными, является неофициальным.

Юридическая сила нормативного правового акта имеет определенные временные границы. Нормативный правовой акт действует с момента вступления его в силу и до момента утраты им силы [9, с.42].

 

   2.2 Оперативное управление процессом налогообложения

 

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции на местах, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет,  которые действуют в пределах своей компетенции с соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Налоговые органы Республики Беларусь