Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...37
Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [13, с. 42].
Министерство финансов Республики Беларусь при участии Министерства по налогам и сборам и с привлечением заинтересованных центральных органов исполнительной власти выполняет в области налогообложения следующие функции:
- разрабатывает концепцию и направления реформирования налоговой политики, предложения по совершенствованию налоговой политики и системы в республике;
- участвует в разработке международных соглашений между Республикой Беларусь и другими государствами об устранении двойного налогообложения доходов и имущества;
- намечает необходимые меры по налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране;
- определяет проекты нормативов отчислений от республиканских налогов и доходов в местные бюджеты;
- другие функции в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь [12, с. 195].
Положением о Министерстве
финансов Республики Беларусь
предусмотрена следующая
СТРУКТУРА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Главное управление бюджетной политики |
Главное управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны | |
Главное управление налоговой политики и доходов бюджета |
Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней | |
Департамент по ценным бумагам |
Главное управление страхового надзора | |
Департамент государственных знаков |
Главное государственное казначейство | |
Главное управление финансирования социальной сферы и науки |
Главное контрольно-ревизионное | |
Главное управление финансов производственной сферы |
Управление развития финансового рынка | |
Главное управление международных финансовых отношений и финансового долга |
Управление финансов агропромышленного комплекса | |
Управление аудита |
Управление методологии | |
Отдел кадровой политики | ||
Управление финансирования чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы |
Управление финансов, учета и отчетности | |
Управление контроля, делопроизводства, и материально- технического обеспечения |
Юридическое управление | |
Управление информационных технологий |
Государственная инспекция пробирного надзора |
Рисунок 2.1 - Структура Министерства финансов Республики Беларусь
Примечание Источник – 12, с.196
На структурное подразделение Министерства финансов – Главное государственное казначейство - возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.
Органы главного
- совместно с
налоговыми органами
-получать от налоговых
- пользоваться другими правами, предоставленными по закону.
Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:
- совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;
- принимают меры по укреплению налоговой дисциплины, своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;
-формирует доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов;
- в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях;
- совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкции к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов;
- получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса [9, с. 318].
Министерство по налогам и сборов Республики Беларусь - это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование в сфере налогообложения. Территориальными органами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, городам (г. Минску), районам и районам в городах.
На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;
-подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
-участие совместно с Министерством финансов и разработке налоговой политики и налогового законодательства;
-постоянный мониторинг
процесса издания различными
ведомствами нормативных
-разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов [13, с. 44].
Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь предусмотрена следующая структура:
МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Главное управление методологии |
|
Главное управление налогообложения физических лиц |
|
Главное управление международного налогового сотрудничества |
|
Главное управление учета налогов и ведомственного контроля |
|
Главное управление организации контрольной деятельности |
|
Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения |
Управление информационных техноллогий |
Управление организационно- политики |
Юридическое управление |
Управление финансирования, бухгалтерского учета и |
|
Рисунок 2.1 - Структура Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Примечание Источник 13, с. 45.
За соблюдение налогового
Функции Государственного
- проведение проверок по
- проверка всех документов, связанных с перечислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостановление операций
- взимание недоимок, а также сумм
штрафов, предусмотренных тамож
- контроль за соблюдением налогового законодательства при перемещении товара через границу страны;
- контроль за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин [9, с.47].
Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения.
Так банки при открытии
расчетного (текущего) счета предприятию
или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую
ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц
Права налоговых органов и их должностных лиц изложены в ст.81 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой налоговые инспекции на местах имеют право:
- проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;
- проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты справки, сведения по вопросам проверок;
- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий. Физических лиц,
- при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или изменены;
- вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;
-обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;
- приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
- требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;
- проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
- применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушение налогового законодательства;
- возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;
- предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий [9, с.324].
Налоговые органы и их должностные лица вправе получать от плательщиков, представителей плательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц:
1) документы (их копии), необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин);
2) иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица).