Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...37
В перечень документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), включены документы, которые ведутся по формам, установленным государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, например, налоговые декларации (расчеты) бухгалтерские регистры, счета-фактуры, платежные инструкции и другие первичные документы бухгалтерского учета, договоры, акты, соглашения, таможенные декларации, документы, подтверждающие право на налоговую льготу и т.п.
К иной информации, касающейся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица), которую вправе получать налоговые органы, относятся, в частности, сведения о наличии лицензии на осуществляемый вид деятельности, если он подлежит лицензированию.
Налоговые органы и их должностные лица вправе получать только ту информацию и документы от других государственных органов, организаций и физических лиц, которые необходимы им для выполнения обязанностей.
Если информация и документы, получаемые от государственных органов. Организаций составляют служебную, коммерческую или иную охраняемую законодательством тайну, налоговые органы должны принять меры по ее соблюдению.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля в целях получения заключений соответствующих специалистов, экспертов.
Налоговые органы вправе создавать налоговые посты. Налоговые посты – это размещение и нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещении плательщика (иного обязанного лица) в целях осуществления налогового контроля. Порядок создания и деятельности налоговых постов устанавливается законодательством Республики Беларусь. В настоящее время постановлением Совета Министров от 12 марта 2003 гю№329 утверждено Положение о порядке организации работы государственных налоговых постов, которые вводятся на объектах(территории, здании, сооружении) юридического лица, его структурных подразделений, производящих табачные изделия [9, с. 329].
При наличии задолженности по налоговому обязательству налоговые органы вправе внести в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь до погашения им задолженности (кроме случаев выезда за границу на постоянное место жительства):
- физических лиц;
- учредителей (участников) юридических лиц, собственников имущества юридических лиц, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания либо иным образом определять его действия;
- при наличии условий, с которыми законодательство или учредительные документы юридического лица связывают наступление субсидиарной ответственности названных лиц по обязательствам юридического лица до погашения ими образовавшейся задолженности.
В соответствии с налоговым законодательством налоговым органам и их должностным лицам предоставлено право проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей и оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг [9, с.328].
Для решения возложенных задач
по взысканию таможенных
3.2.Обязанности налоговых органов и их должностных лиц
Обязанности налоговых органов и их должностных лиц изложены в ст.82 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой
налоговые органы и их должностные лица обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин) пеней;
- вести учет плательщиков (в установленных случаях- иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков(иных обязанных лиц ) и других установленных законодательством реестрах;
- издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов сборов(пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков(иных обязанных лиц) по их запросам;
- в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом;
- требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение этих требований;
- в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
- передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым сроки лично (под расписку) законодательством либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;
- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);
- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;
- вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленном законодательством;
- передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства за которые предусмотрена уголовная ответственность;
- отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.
Не допускается привлекать налоговые органы для выполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами [9, с.318].
Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в пределах своей компетенции. Следует отметить, что осуществление ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так, только руководитель или его заместитель может принять решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах плательщика, (иного обязанного лица), о приостановлении операции плательщика по счетам в банке, о наложении ареста на имущество плательщика, рассмотреть акт налоговой проверки и внести по нему решение. Действия налоговых органов и их должностных лиц, должны быть основаны на законодательстве.
Действия должностных
лиц налоговых органов,
Налоговые органы
и их должностные лица обязаны
вести учет плательщиков в
Государственном реестре
Налоговые органы и их должностные лица обязаны соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках.
Обязанность налоговых органов
по принятию и регистрации
заявлений, сообщений и иной
информации о нарушениях
Обязанности налоговых органов является ведение учета причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), плательщиками (иными обязанными лицами), составление и представление налоговой отчетности. Учет сумм налогов, сборов, (пошлин) осуществляется на основании лицевых карточек, которые ведутся по каждому плательщику (иному обязанному лицу). Порядок ведения такого учета, а так же составления и предоставления налоговой отчетности устанавливается законодательством.
При проведении налоговых проверок плательщиков должностными лицами налоговых органов выявляются факты нарушений законодательства, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Для привлечения лиц, совершивших деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность, налоговые органы обязаны передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам выявленных нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно- политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор налогов, методов и способов их взимания. Изучение и знание возникновения налогов является исключительно важным и необходимым звеном познания их сущности.
Направленная на построение
социально ориентированной
Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов, Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольна значительной - около 30 %.В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
Налоговый кодекс- это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве.
Налоговый кодекс Республики Беларусь – кодифицированный нормативный правовой акт (закон), содержащий систематизированное изложение правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения.
Законы, регулирующие вопросы налогообложения, должны соответствовать Налоговому кодексу;
Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции на местах, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции с соответствии с действующим законодательством.
За соблюдение налогового
В перечень документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), включены документы, которые ведутся по формам, установленным государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, например, налоговые декларации (расчеты) бухгалтерские регистры, счета-фактуры, платежные инструкции и другие первичные документы бухгалтерского учета, договоры, акты, соглашения, таможенные декларации, документы, подтверждающие право на налоговую льготу, и т.п.
Должностные лица налоговых
Налоговые органы и их должностные лица обязаны вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков. Порядок ведения Государственного реестра плательщиков устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Налоговые органы и их
Действия должностных лиц налоговых органов, осуществляемые с нарушением законодательства, могут быть обжалованы и признаны неправомерными.