Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:06, курсовая работа
Краткое описание
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, норм предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Содержание
Введение Раздел I. Теоретическиеаспекты налогового правонарушения 1.1 Нарушениязаконодательства о налогах и сборах 1.1.1 Виды и составналоговых правонарушений 1.1.2 Налоговое правонарушение 1.2 Нарушение как основаниек привлечению ответственности 1.2.1 Понятие и видыответственности за совершение налогового правонарушения 1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками административной ответственности 1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками уголовной ответственности 1.2.4 Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения 1.2.5 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 1.2.6 Налоговые санкции Раздел II. Порядок расчета ивзыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения 2.1 Неисполнение обязанностей в связиучетом в налоговых органах 2.2 Несоблюдение порядка ведения учётаобъектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговыеорганы налоговых деклараций 2.3 Неисполнение обязанностей по уплате,удержанию или перечислению налогов и сборов 2.4 Воспрепятствование законнойдеятельности органов налогового администрирования Выводы и предложения Заключение Список литературы
«Налоговыеправонарушения
и ответственность за них»
Выполнил студент группыБН-41
Литвинова О.А.
Астрахань, 2010 год
План
Введение
Раздел I. Теоретическиеаспекты налогового
правонарушения
1.1 Нарушениязаконодательства о налогах
и сборах
1.1.1 Виды и составналоговых правонарушений
1.1.2 Налоговое правонарушение
1.2 Нарушение как основаниек привлечению
ответственности
1.2.1 Понятие и видыответственности
за совершение налогового правонарушения
1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками
административной ответственности
1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками
уголовной ответственности
1.2.4 Обстоятельства,исключающие привлечение
лица к ответственности за совершение
налоговогоправонарушения
1.2.5 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие
ответственность за совершение налогового
правонарушения
1.2.6 Налоговые санкции
Раздел II. Порядок расчета ивзыскания
налоговых санкций за совершение налогового
правонарушения
2.1 Неисполнение обязанностей в
связиучетом в налоговых органах
2.2 Несоблюдение порядка ведения
учётаобъектов налогообложения, доходов
и расходов и представлением в налоговыеорганы
налоговых деклараций
2.3 Неисполнение обязанностей по
уплате,удержанию или перечислению налогов
и сборов
2.4 Воспрепятствование законнойдеятельности
органов налогового администрирования
Выводы и предложения
Заключение
Список литературы
Введение
Систематизациянорм налогового законодательства,
выразившаяся в принятии Налогового кодексаРФ,
явилась объективным требованием существующей,
внутренне целостной налоговойсистемы.
Ранее разрозненные нормы приобрели свою
юридическую форму в правовомакте особой
юридической силы, который объединил их
в единое целое, обладающеелогически согласованной
структурой институтов. Одним из таких
является институтналоговых правонарушений
и ответственности.
Устанавливаясистему составов налоговых
правонарушений, данный институт очерчивает
границывозможного применения мер государственного
принуждения к участникам налоговыхправоотношений.
Знание структуры налогово-правовых составов
способствует нетолько правильному применению
ответственности налоговыми органами
и судами, нои предупреждает их совершение,
а также незаконное к ним привлечениеналогоплательщиков
и других участников правоотношений.
НК в главе16 указывает исчерпывающий
перечень составов налоговых правонарушений,
неподлежащий расширению иначе как законодательным
путем, вносящим изменения в НК(п.1 ст.108
НК).
Выбраннаямною тема «Налоговые правонарушения
и ответственность за них», является,несомненно,
актуальной, теоретически и практически
значимой.
Цель работы проанализировать основания
и сущность ответственности за совершениеналоговых
правонарушений, рассмотреть финансовые
санкции за нарушениеналогового законодательства
Российской Федерации, а также практику
ихприменения.
Задачи:
1. Дать характеристикуотдельным видам
нарушений налогового законодательства
Российской Федерации;
2.Рассмотреть общие положения
об ответственности за налоговые
правонарушения;
3. Показатьособенности привлечения к
ответственности за совершение налогового
правонарушения;
4. Датьобзор практике применения финансовых
санкций за нарушение законодательства
оналогах и сборах.
Объектомработы является рассмотрение ответственностиза
совершение налоговых правонарушений.
Предметработы — налоговые правонарушения.
Для курсовой работы мною были использованы
источники: Налоговый КодексРФ, Гражданский
Кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях, ЗаконРоссийской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской
Федерации».
Работасостоит из введения, двух разделов,
заключения, выводов и предложений и спискалитературы.
Раздел I.Теоретические аспекты
налогового правонарушения
1.1Нарушения законодательства
о налогах и сборах
1.1.1 Видыи состав налоговых
правонарушений
Термин «нарушениязаконодательства
о налогах и сборах» употребляется в тексте
НК РФ многократно,однако соответствующее
определение в этом законодательном акте
отсутствует. Кнарушениям законодательства
о налогах и сборах, помимо налоговыхправонарушений,
относятся также нарушения законодательства
о налогах и сборах,содержащие признаки
административных правонарушений (налоговые
проступки), иналоговые преступления.
Следует говорить о составахнарушений
законодательства о налогах и сборах,
каждый из которыхпредставляет собой
совокупность обязательных объективных
и субъективныхпризнаков, установленных
законодательством, и характеризующих
соответствующиепротивоправные деяния.
Общим у всех нарушенийзаконодательства
о налогах и сборах являются объекты их
посягательства. Ведь,так или иначе, объекты всех нарушений законодательства
о налогах и сборахсоставляют, охраняемые
законом общественные отношения, складывающиеся
в связиили по поводу уплаты налогов и
сборов, функционирования системы налоговогоадминистрирования.
Объективная сторонанарушений
законодательства о налогах и сборах заключается в совершении деяний,посягающих
на этот объект. Соответствующие составы
противоправного поведенияпредусматриваются
в трех кодифицированных нормативных
правовых актах. Вчастности налоговые
правонарушения, как основания привлечения
к ответственностипредусмотрены НК РФ,
нарушения законодательства о налогах
и сборах, содержащихпризнаки административных
правонарушений — КоАП РФ, а налоговые
преступления — УК РФ.
Субъектами нарушенийзаконодательства
о налогах и сборах могут являться как физические
лица, так иорганизации. Однако субъектами
налоговых преступлений выступают толькофизические
лица. Физическое лицо может быть привлечено
к налоговойответственности с шестнадцатилетнего
возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичныенормы
содержатся в административном и в уголовном
законодательстве. Дляпривлечения к ответственности
за нарушение законодательства о налогах
и сборахфизическое лицо должно быть вменяемым,
т. е. способным отдавать отчёт в своихдействиях
и руководить ими. В противном случае они
не могут являться субъектамиответственности
за нарушения законодательства о налогах
и сборах. Что жекасается организаций,
то их деликтоспособность возникает с
момента создания(государственной регистрации)
и прекращается в момент ликвидации.
Субъективная сторонанарушении
законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупностьпризнаков,
характеризующих психическое отношение
лица к содеянному, в её основележит винаналогоплательщика,
налогового агента или иного лица. Виновнымв
совершении налогового правонарушения
признается лицо, совершившеепротивоправное
деяние умышленно или по неосторожности
(ст. 110 НК РФ). Винаорганизации в совершении
налогового правонарушения определяется
в зависимостиот вины её должностных лиц
либо её представителей, действия (бездействие)которых
обусловили совершение данного налогового
правонарушения.
Налоговое правонарушениепризнается
совершенным умышленно, если
лицо, его совершившее, осознавалопротивоправный
характер своих действий (бездействия),
желало либо сознательнодопускало наступление
вредных последствий таких действий (бездействия).
Неосторожность имеет место в случае,когда лицо,
совершившее налоговое правонарушение,
не осознавало противоправногохарактера
своих действий (бездействия) либо вредного
характера последствий,возникших вследствие
этих действий (бездействия), хотя должно
было и могло этоосознавать.
Примерно такжеопределяются возможные
формы вины физических лиц в законодательстве
обадминистративных правонарушениях
и в уголовном законодательстве. Однакопреступными
нарушения законодательства о налогах
и сборах признаются только приналичии
умышленной формы вины.
Таким образом, нарушениезаконодательства
о налогах и сборах можно определить
как посягающее наобщественные отношения
в сфере налогообложения виновное действие
(бездействие)физического лица или организации,
совершенное в нарушение законодательства
оналогах и сборах, за которое предусмотрена
юридическая ответственность.
1.1.2Налоговое правонарушение
Налоговым правонарушением признается виновносовершенное противоправное
(в нарушение законодательства о налогах
и сборах)деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента
и иныхлиц, за которое установлена ответственность
в соответствии с НК РФ.
По своему характеру инаправленности
все налоговые правонарушения могут быть
условно подразделены нанесколько обособленных
групп:
— нарушения, связанные снеисполнением
обязанностей в связи учетом в налоговых
органах (ст. 116-118 НКРФ);
— нарушения, связанные снесоблюдением
порядка ведения учёта объектов налогообложения,
доходов ирасходов и представлением в
налоговые органы налоговых деклараций
(ст. 119-120НК РФ);
— нарушения, связанные снеисполнением
обязанностей по уплате, удержанию или
перечислению налогов исборов (ст. 122, 123
НК РФ);
— нарушения, связанные своспрепятствованием
законной деятельности органов налогового
администрирования(ст. 125-126, 128-129 НК РФ).
К налоговымправонарушениям
первой группы в первую очередь относится
неисполнениеналогоплательщиками обязанностей,
возникающих в связи с постановкой наналоговый
учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком
установленного срокаподачи заявления
о постановке на учёт в налоговом, ведение
деятельности организациейили индивидуальным
предпринимателем без постановки на учет,
нарушение срокапредставления сведений
об открытии или закрытии счёта в 6анке.
К налоговымправонарушениям
второй группы, прежде всего, относится
непредставление налогоплательщикомили
его законным представителем в установленный
законодательством о налогах исборах
срок налоговой декларации в налоговый
орган по месту учёта, грубое нарушениеорганизацией
правил учёта доходов (расходов) или объектов
налогообложения.
К третьей группеналоговых
правонарушений относится неуплата
или неполная уплата сумм налога,невыполнение
налоговым агентом обязанности по удержанию
или перечислениюналогов.
Наконец, к четвертойгруппе налоговых
правонарушений относятся те из них, которые
связаны своспрепятствованием законной
деятельности органов налогового администрирования:несоблюдение
порядка владения, пользования или распоряжения
имуществом, накоторое наложен арест,
непредставление в установленный срок
налогоплательщиком(налоговым агентом)
в налоговые органы документов или иных
сведении, предусмотренныхзаконодательством
о налогах и сборах, неявка либо уклонение
от явки без уважительныхпричин свидетеля,
вызываемого по делу о налоговом правонарушении,
отказ эксперта,переводчика или специалиста
от участия в проведении налоговой проверки.
Помимо собственноналоговых правонарушений
выделяются и их разновидности — нарушения банкамиобязанностей,
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах.Основная их отличительная
особенность заключается в том, что субъектамиправонарушений
являются исключительно банки, а объективная
сторона выражается внеисполнении ими
отдельных публичных обязанностей по
содействию органамналогового администрирования.
В свою очередь все этинарушения законодательства
о налогах и сборах по характеру и содержаниюпротивоправных
деяний также условно можно подразделить
на три группы:
— нарушения банкамиобязанностей, связанных
с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК
РФ);
— нарушения банкамиобязанностей по
исполнению поручений на перечисление
налогов и сборов и решенийналоговых органов,
принятых в отношении счетов налогоплательщиков
(ст. 133-135НК РФ);
— нарушения банкамиобязанностей по
предоставлению сведений о финансово-хозяйственной
деятельностиналогоплательщиков (ст.
135 НК РФ).
1.2 Нарушениекак основание
к привлечению ответственности
1.2.1 Понятиеи виды ответственности
за совершение налогового правонарушения
Налогоплательщик несетответственность
в соответствии с законодательством за
невыполнение илиненадлежащее выполнение
возложенных на него обязанностей (п. 4
ст. 23 НК РФ).Ответственность за нарушения
законодательства о налогах и сборах обладает
всемипризнаками юридической
ответственности.
В первую очередь онасвязана с государственным
принуждением, которое выступает её содержанием.Такое принуждение
от имени государства осуществляют органы
налоговогоадминистрирования и органы
внутренних дел.
Ответственность занарушение законодательства
о налогах и сборах характеризуется такжеопределёнными
лишениями, которые обязан претерпеть
виновный. Это является её объективнымсвойством.
Такие лишения заключаются в применении
к нарушителюзаконодательства о налогах
и сборах соответствующих санкций, которые
и являютсямерой ответственности.
В соответствии соспособом, каким они
служат охране правопорядка, санкции подразделяются
направовосстановительные и штрафные
(карательные). Санкции за нарушениезаконодательства
о налогах и сборах, которые заключаются
во взыскании пени запросрочку уплаты
налогов, являютсяправовосстановительными,
а тесанкции, которые предполагают взыскание
штрафов — штрафными (карательными).За
нарушения законодательства о налогах
и сборах, содержащие признаки налоговыхпреступлений,
наряду со штрафами, предусматриваются
и другие более строгиенаказания вплоть
до лишения свободы.
Кроме того, такаяответственность наступает
только за совершенное нарушение законодательства
оналогах и сборах, которое выступает
в качестве её основания. Ими могутявляться: