Налоговые правонарушения и ответственность за них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, норм предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Содержание

Введение
Раздел I. Теоретическиеаспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушениязаконодательства о налогах и сборах
1.1.1 Виды и составналоговых правонарушений
1.1.2 Налоговое правонарушение
1.2 Нарушение как основаниек привлечению ответственности
1.2.1 Понятие и видыответственности за совершение налогового правонарушения
1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками административной ответственности
1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками уголовной ответственности
1.2.4 Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения
1.2.5 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1.2.6 Налоговые санкции
Раздел II. Порядок расчета ивзыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения
2.1 Неисполнение обязанностей в связиучетом в налоговых органах
2.2 Несоблюдение порядка ведения учётаобъектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговыеорганы налоговых деклараций
2.3 Неисполнение обязанностей по уплате,удержанию или перечислению налогов и сборов
2.4 Воспрепятствование законнойдеятельности органов налогового администрирования
Выводы и предложения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 4 ст. 83 НКРФ на организации возложена обязанность подачи заявления о постановке на учётпо месту нахождения обособленных подразделений в течение одного месяца после ихсоздания.

Если же имеет местонеисполнение налогоплательщиком соответствующей обязанности на протяжении более90 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НКРФ).

Согласно п. 1 ст. 117 НКРФ, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателембез постановки на учёт в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности,но не менее 20 тыс. руб.

Если же такаядеятельность осуществлялась более 3 месяцев, то она наказывается штрафом вразмере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учётболее 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).

За нарушение срокапредставления сведении об открытии или закрытии счёта в 6анке сналогоплательщика взыскивается 5 тыс. руб. штрафа, который предусматривается п.1 ст. 118 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, организации и индивидуальныепредприниматели обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии имисчетов в пятидневный срок.

 

 

2.2 Несоблюдение порядкаведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением вналоговые органы налоговых деклараций

Согласно п. 1 ст. 119 НКРФ непредставление налогоплательщиком или его законным представителем вустановлении законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации вналоговый орган по месту учёта предусматривает взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждыйполный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но неболее 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб. В данном случае необходимоучитывать, что для каждого налога предусмотрены свои сроки представленияналоговых деклараций. Например, согласно ст. 229 НК РФ плательщики налога надоходы физических лиц по общему правилу обязаны представлять налоговуюдекларацию ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговымпериодом.

Непредставлениеналогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180дней по истечении установленного законодательством о налогах срока еёпредставления, влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащейуплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате наоснове этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со181-годня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Грубое нарушениеорганизации правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 120 НКРФ, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечетвзыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учётадоходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимаетсяотсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистровбухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарногогода) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учётаи в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей,нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Те же деяния, если онисовершены в течение более одного налогового периода, влекут уже взысканиештрафа в размере 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Когда такие действияповлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 10 % от суммынеуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

 

 

2.3 Неисполнениеобязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов

Согласно п. 1 ст. 122 НКРФ, если неуплата или неполная уплата сумм налогаимела место врезультате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога илидругих неправомерных действий (бездействия), то она влечет взыскание штрафа вразмере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Штраф увеличивается до 40% от неуплаченных сумм налога в том случае, когда указанные деяния былисовершены умышленно (п. 3 СТ. 122 НК РФ).

Согласно ст. 123 НК РФ, неправомерноенеперечислении (неполное перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию иперечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % отсуммы, подлежащей перечислению.

Здесь необходимо иметь ввиду, что налоговые агенты, согласно ст. 25 НК РФ, обязаны правильно исвоевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемыхналогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды)соответствующие налоги.

 

 

2.4 Воспрепятствованиезаконной деятельности органов налогового администрирования

 

 

Несоблюдение порядкавладения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа вразмере 10 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ).

Диспозицией данной статьиохватываются действия, нарушающие порядок ограничения правналогоплательщика-организации в отношении его имущества. Согласно ст. 77 НК РФ,при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованнымимуществом, а владеть и пользоваться им может только с разрешения и подконтролем налогового или таможенного органа. При частичном же арестедопускается распоряжение имуществом, но оно также как владение и пользованиеосуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешенияналогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытиеимущества на которое наложен арест, и составляет данное налоговоеправонарушение.

Согласно п. 1 ст. 126 НКРФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговымагентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50руб. за каждый непредставленный документ. Данное правонарушение заключается вигнорировании положений ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой, налоговыеорганы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы поформам, установленным государственными органами и органами местногосамоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания иперечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)налогов и сборов.

Непредставление женалоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказеорганизации за исключением банка, предоставить имеющиеся у нее документы,предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налоговогооргана, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставлениедокументов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа вразмере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Неявка либо уклонение отявки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговомправонарушении, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 128 НКРФ). В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показанийможет быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известныкакие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налоговогоконтроля. Неправомерный же отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачазаведомо ложных показаний наказываются штрафом в 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 128 НКРФ).

Отказ эксперта,переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, влечет взыскание штрафав размере 500 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ). Согласно ст. 95-97 НК РФ, указанныелица привлекаются налоговыми органами для оказания содействия в осуществленииналогового контроля. Дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомоложного перевода, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (п. 2 ст. 129НК РФ).

Неправомерное несообщение(несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии сзаконодательством о налогах и сборах это лицо должно сообщить налоговому органуприотсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа вразмере 1 тыс. руб. (ст. 126 НК РФ), а те же деяния, совершенные повторно втечение календарного года, — 5 тыс. руб. (ст. 129 НК РФ). В данном случаеимеется в виду, прежде всего, неисполнение обязанностей лицами, которые всоответствии с законодательством о налогах и сборах обязаны сообщать налоговыморганам сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, например, органыюстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющиенотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своегонахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальнойдеятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частнойпрактикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня изданиясоответствующего приказа.

 

Выводы и предложения

Рассмотревналоговые правонарушения и характер ответственности за нарушениезаконодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения обответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельныевиды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, атак же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательствао налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:

1.  Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением,возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта.Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиямикомпетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, новзаимообусловленные стадии.

2.  Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общимипринципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Так согласност.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговоеправонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса,налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом)и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговойответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершенииналогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.

Данноепротиворечие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатитсумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляетсяформальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не былаустановлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

3.  Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающихответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при ихприменении. Прежде всего, это вязано:

— снесоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушаетположение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех передзаконом. В связи с эти обстоятельством мы предлагаем санкцию по п.1 ст.126Кодекса изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 50рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, еслизаконодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органапредусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности (в единомфайле, под единым реестром), а так же штрафа в размере 50 рублей за просрочку впредоставлении каждого документа, если вина лица за просрочку в предоставлениедокумент будет установлена отдельно от вины за просрочку в предоставлениидругих документов.

— с их неудачнымсодержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принциповправа – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статьяуказывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и за неполныемесяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которойговорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три видапринципов — дифференциации, индивидуализации, справедливости.

В связи сэтим мы предлагаем изменит диспозицию и санкцию ст.119 Налогового Кодекса РоссийскойФедерации-«Непредставление налоговой декларации» и установить ответственностьза неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по дням, а не почасам.

4. Включитьв Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая ответственность:налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного всовершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственногопринуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложениидополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемыекомпетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Такимобразом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерациивсе еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующиеответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняетсяэто тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных.Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждаяиз которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться встрогом соответствии законом.

В связи сэти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческойдеятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, являетсяформирование унифицированных и в то же время универсальных норм налоговогоправа, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии сзаконодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговоезаконодательство Российской Федерации.

 

Заключение

Мною былипроанализированы основания и сущность ответственности за совершение налоговыхправонарушений, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательстваРоссийской Федерации, а также практика их применения. Также были изучены понятияналогового правонарушения и ответственности за его совершение, видыответственности, законодательная база, регулирующая административные иуголовные правонарушения в сфере налогов и сборов и сделаны выводы ипредложения по теме.

Цель курсовой работы былаполностью раскрыта, а задачи достигнуты.

Выяснено, что рольналоговых нарушений в налоговом контроле очень важна, поэтому рассмотрение этойтемы актуально и перспективно. Установлено, что необходимо содействиесовершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сференалоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставлениянаиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Втеоретическом плане мною было выяснено, что выводы и предложения, содержащиесяв работе могут быть использованы: в дальнейших теоретических исследованиях,связанных с проблемой налоговой ответственности в частности в теории налоговогоправа; в нормотворческой деятельности, как при разработке нормативных актов,так и с целью устранения выявленных пробелов и недостатков; вправоприменительной деятельности судебных органов, деятельности иных субъектовправоотношений.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за них