Налоговые правонарушения и ответственность за них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, норм предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Содержание

Введение
Раздел I. Теоретическиеаспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушениязаконодательства о налогах и сборах
1.1.1 Виды и составналоговых правонарушений
1.1.2 Налоговое правонарушение
1.2 Нарушение как основаниек привлечению ответственности
1.2.1 Понятие и видыответственности за совершение налогового правонарушения
1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками административной ответственности
1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками уголовной ответственности
1.2.4 Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения
1.2.5 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1.2.6 Налоговые санкции
Раздел II. Порядок расчета ивзыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения
2.1 Неисполнение обязанностей в связиучетом в налоговых органах
2.2 Несоблюдение порядка ведения учётаобъектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговыеорганы налоговых деклараций
2.3 Неисполнение обязанностей по уплате,удержанию или перечислению налогов и сборов
2.4 Воспрепятствование законнойдеятельности органов налогового администрирования
Выводы и предложения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

— налоговыеправонарушения;

— нарушениязаконодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административныхправонарушений (налоговые проступки);

— преступления, связанныес нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

К существенным признакамответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится ипроцессуальнаяформа её реализации. Это означает, что привлечение к ответственностиосуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотреннымизаконодательством. В зависимости от основания ответственности это могут бытьпроцедуры, предусмотренные:

— законодательством оналогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

— законодательством обадминистративных правонарушениях (производство по делам об административныхправонарушениях);

— уголовно-процессуальнымзаконодательством (производство предварительного расследования).

С учетом изложенного, ответственностьза нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить какобязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпетьлишения имущественного или личного характера в результате применения к немугосударством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

В зависимости от того,какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основаниианализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой,административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершенииналоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая вданном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность — применение органаминалогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившегоналоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательствомо налогах и сборах.

В свою очередь налоговаяответственность включает в себя:

— ответственность засовершение собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами,являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

— ответственность занарушения законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, неявляющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

— ответственность занарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах исборах.

Несовпадение налоговой,административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства оналогах и сборах дополнительно указывает, что привлечение организации кответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает еёдолжностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административнаяответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушенийзаконодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административныхправонарушений. Следует отметить, что законодательство об административныхправонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций вотношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могутприменяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях,когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах исборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает подпризнаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовнымзаконодательством предусматриваются такие меры ответственности, какобязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматьсяопределённой деятельностью, лишение свободы.

 

 

1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками административной ответственности

Среди нарушенийзаконодательства о налогах и сборах как вид выделяются административныеправонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки — посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные,виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, закоторые законодательством об административных право нарушениях установленаадминистративная ответственность.

Субъектамиадминистративно наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборахявляются должностные лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборовили налоговых агентов.

Все административно наказуемыенарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:

— административныеправонарушения, связанные с осуществлением денежных расчётов и кассовых операций,содержащие признаки административных правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАПРФ);

— административныеправонарушения в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

— административныеправонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАПРФ);

— административныеправонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговыхорганов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

К административнонаказуемым нарушениямпервой группы относят продажу товаров, выполнениеработ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежнойналичностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей поконтролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Административныеправонарушения в области налогов и сборов включают нарушение срока постановкина учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытиии о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроковпредставления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых дляосуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счётаналогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогаили сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам; атакже грубые нарушения правил бухгалтерского учёта и представления бухгалтерскойотчетности.

В составе рассматриваемыхнарушений законодательства о налогах и сборах обособленыадминистративныеправонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции. Наказуемымипризнаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции безмаркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальныхи акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющиееё производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии сзаконодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок,акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесенияопределяются Правительством Российской Федерации.

Последнюю группу рассматриваемыхнарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законномураспоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор;невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранениинарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий,способствовавших совершению административного правонарушения; непредставлениесведений (информации).

1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками уголовной ответственности

Нарушениязаконодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступленияпредставляют собой наиболее опасную форму противоправного поведенияналогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносятсущественный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмыформирования налоговых доходов бюджета.

Нарушениезаконодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления — умышленно совершенное в сфере налогов и сборов опасное деяние, запрещенноеуголовным законом под угрозой наказания.

В уголовномзаконодательстве предусмотрено несколько составов налоговых преступлений. Срединих, принимая во внимание непосредственные объекты их посягательств, условноможно выделить в обособленные группы:

— собственно налоговыепреступления (ст. 198, 199 УК РФ);

— преступления противпорядка маркировки подакцизной продукции (ст.171, 327 УК РФ);

— иные преступленияпротив порядка налогообложения (ст. 173 УК РФ).

Собственно налоговыепреступления непосредственно посягают на установленный законодательствомпорядок исчисления и уплаты (удержания и перечисления), а также взысканияналогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов илисборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностейналогового агента; а также сокрытие денежных средств либо имущества организацииили индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производитьсявзыскание налогов или сборов.

Преступления противпорядка маркировки подакцизной продукции (акцизные преступления) посягают наотношения, складывающиеся в связи с обложением акцизами отдельных товаров. Такв качестве уголовно наказуемого деяния определено производство, приобретение,хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст.171 УКРФ); и изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора,специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (ч. 1ст. 327УК РФ).

К третьей группеотносятся такие преступления против порядка налогообложения каклжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намеренияосуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее цельюосвобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.

 

1.2.4Обстоятельства, исключающие  привлечение лица к ответственности  за совершениеналогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности засовершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующихобстоятельств:

1) отсутствие события налогового  правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения,физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнеговозраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  засовершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершенииналогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего  признаки налоговогоправонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных инепреодолимых обстоятельств;

2) совершение деяния, содержащего  признаки налоговогоправонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в моментего совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчетав своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговымагентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) илипо иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных емулибо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченныморганом государственной власти в пределах его компетенции;

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  илиналоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершенииналогового правонарушения.

 

 

1.2.5Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие ответственность  за совершениеналогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершениеналогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личныхили семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либов силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение  физического лица,привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом,рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признаетсясовершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым кответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считаетсяподвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законнуюсилу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность засовершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом,рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (ст. 112НК РФ).

 

1.2.6Налоговые санкции

Налоговая санкция являетсямерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежныхвзысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельстваразмер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению сразмером, установленным соответствующей статьей Налогового Кодекса.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размерштрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушенийналоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности безпоглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбораили налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность поналогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика,плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объемеэтой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленнойгражданским законодательством Российской Федерации.

 

Раздел II.Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налоговогоправонарушения

 

 

2.1 Неисполнение обязанностейв связи учетом в налоговых органах

 

 

Неисполнениеналогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой наналоговый учет.Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ, нарушение налогоплательщикомустановленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органевлечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Состав данного правонарушенияобразует пропуск соответствующего срока, предусмотренного законодательством о налогахи сборах.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за них