Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:06, курсовая работа
Краткое описание
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, норм предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Содержание
Введение Раздел I. Теоретическиеаспекты налогового правонарушения 1.1 Нарушениязаконодательства о налогах и сборах 1.1.1 Виды и составналоговых правонарушений 1.1.2 Налоговое правонарушение 1.2 Нарушение как основаниек привлечению ответственности 1.2.1 Понятие и видыответственности за совершение налогового правонарушения 1.2.2 Налоговоеправонарушение с признаками административной ответственности 1.2.3 Налоговоеправонарушение с признаками уголовной ответственности 1.2.4 Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения 1.2.5 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 1.2.6 Налоговые санкции Раздел II. Порядок расчета ивзыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения 2.1 Неисполнение обязанностей в связиучетом в налоговых органах 2.2 Несоблюдение порядка ведения учётаобъектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговыеорганы налоговых деклараций 2.3 Неисполнение обязанностей по уплате,удержанию или перечислению налогов и сборов 2.4 Воспрепятствование законнойдеятельности органов налогового администрирования Выводы и предложения Заключение Список литературы
— нарушениязаконодательства о налогах
и сборах, содержащие признаки административныхправонарушений
(налоговые проступки);
— преступления, связанныес нарушением
законодательства о налогах и сборах (налоговые
преступления).
К существенным признакамответственности
за нарушение законодательства о налогах
и сборах относится ипроцессуальнаяформа её
реализации. Это означает, что привлечение
к ответственностиосуществляется в строгом
соответствии с процедурами, предусмотреннымизаконодательством.
В зависимости от основания ответственности
это могут бытьпроцедуры, предусмотренные:
— законодательством оналогах и сборах
(производство по делам о налоговых правонарушениях);
— законодательством обадминистративных
правонарушениях (производство по делам
об административныхправонарушениях);
С учетом изложенного, ответственностьза
нарушения законодательства о налогах
и сборах можно определить какобязанность
лица, нарушившего законодательство о
налогах и сборах, претерпетьлишения имущественного
или личного характера в результате применения
к немугосударством, в лице соответствующих
органов налоговых и иных санкций.
В зависимости от того,какое нарушение
законодательства о налогах и сборах лежит
в основаниианализируемой ответственности,
она может относиться на счёт финансовой,административной
или уголовной ответственности. Лица,
виновные в совершенииналоговых правонарушений,
привлекаются к налоговой ответственности,
которая вданном случае является разновидностью
финансовой ответственности.
Налоговая ответственность — применение органаминалогового администрирования
налоговых санкций в отношении лица, совершившегоналоговое
правонарушение, в соответствии с порядком
предусмотренным законодательствомо
налогах и сборах.
В свою очередь налоговаяответственность
включает в себя:
— ответственность засовершение собственно
налоговых правонарушений, т. е. совершенных
лицами,являющимися налогоплательщиками,
плательщиками сборов или налоговыми
агентами;
— ответственность занарушения законодательства
о налогах и сборах, совершенных лицами,
неявляющимися налогоплательщиками, плательщиками
сборов или налоговыми агентами;
— ответственность занарушения банками
обязанностей, предусмотренных законодательством
о налогах исборах.
Несовпадение налоговой,административной
и уголовной ответственности за нарушения
законодательства оналогах и сборах дополнительно
указывает, что привлечение организации
кответственности за совершение налогового
правонарушения не освобождает еёдолжностных
лиц при наличии соответствующих оснований
от административной,уголовной или иной
ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Административнаяответственность применяется в отношении лиц, виновных
в совершении нарушенийзаконодательства
о налогах и сборах, содержащих признаки
административныхправонарушений. Следует
отметить, что законодательство об административныхправонарушениях
не предусматривает применение право
восстановительных санкций вотношении
нарушителей законодательства о налогах
и сборах, поэтому к ним могутприменяться
только карательные санкции в виде штрафов.
Уголовная ответственность наступает в тех случаях,когда совершенное
физическим лицом нарушение законодательства
о налогах исборах, характеризуется повышенной
общественной опасностью и подпадает
подпризнаки налогового преступления.
В качестве карательных санкций уголовнымзаконодательством
предусматриваются такие меры ответственности,
какобязательные работы, лишение права
занимать определённые должности или
заниматьсяопределённой деятельностью,
лишение свободы.
1.2.2 Налоговоеправонарушение
с признаками административной ответственности
Среди нарушенийзаконодательства о налогах
и сборах как вид выделяются административныеправонарушения.
В качестве таковых следует рассматривать
налоговые проступки — посягающие на
установленный в области налогов и сборов
порядок противоправные,виновные действия
либо бездействие физического или юридического
лица, закоторые законодательством об
административных право нарушениях установленаадминистративная
ответственность.
Субъектамиадминистративно наказуемых
нарушений законодательства о налогах
и сборахявляются должностные лица организаций-налогоплательщиков,
плательщиков сборовили налоговых агентов.
Все административно
наказуемыенарушения условно можно
подразделить на следующие четыре группы:
— административныеправонарушения,
связанные с осуществлением денежных
расчётов и кассовых операций,содержащие
признаки административных правонарушений
(ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАПРФ);
— административныеправонарушения в
области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП
РФ);
— административныеправонарушения,
связанные с маркировкой подакцизной
продукции (ст. 15.12 КоАПРФ);
— административныеправонарушения,
заключающиеся в воспрепятствовании деятельности
налоговыхорганов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6
КоАП РФ).
К административнонаказуемым нарушениямпервой группы относят
продажу товаров, выполнениеработ либо
оказание услуг без применения ККМ, нарушение
порядка работы с денежнойналичностью
и порядка ведения кассовых опе6раций,
невыполнение обязанностей поконтролю
за соблюдением правил ведения кассовых
операций.
Административныеправонарушения в области
налогов и сборов включают нарушение срока
постановкина учет в налоговом органе;
нарушение срока представления сведений
об открытиии о закрытии счёта в банке
или иной кредитной организации; нарушение
сроковпредставления налоговой декларации;
непредставление сведений, необходимых
дляосуществления налогового контроля;
нарушение порядка открытия счётаналогоплательщику;
нарушение срока исполнения поручения
о перечислении налогаили сбора; неисполнение
банком решения о приостановлении операций
по счетам; атакже грубые нарушения правил
бухгалтерского учёта и представления
бухгалтерскойотчетности.
В составе рассматриваемыхнарушений
законодательства о налогах и сборах обособленыадминистративныеправонарушения,
связанные с маркировкой подакцизной
продукции. Наказуемымипризнаются
выпуск или продажа подлежащих маркировке
товаров и продукции безмаркировки. За
правильность нанесения и за подлинность
федеральных специальныхи акцизных марок
несут ответственность собственники продукции,
осуществляющиееё производство, импорт,
поставки, розничную продажу, в соответствии
сзаконодательством. Требования к образцам
федеральных специальных марок,акцизных
марок и региональных специальных марок,
порядок их нанесенияопределяются Правительством
Российской Федерации.
Последнюю группу рассматриваемыхнарушений законодательства
о налогах и сборах образуют неповиновение
законномураспоряжению должностного
лица органа, осуществляющего государственный
надзор;невыполнение в устано-вленный
срок законного предписания об устранениинарушений
законодательства; непринятие мер по устранению
причин и условий,способствовавших совершению
административного правонарушения; непредставлениесведений
(информации).
1.2.3 Налоговоеправонарушение
с признаками уголовной ответственности
Нарушениязаконодательства о налогах
и сборах, содержащее признаки преступленияпредставляют
собой наиболее опасную форму противоправного
поведенияналогообязанных лиц. Это обусловлено
тем, что подобные посягательства наносятсущественный
вред системе налогообложения, разрушают
существующие механизмыформирования
налоговых доходов бюджета.
Нарушениезаконодательства о налогах
и сборах, содержащее признаки преступления
— умышленно совершенное в сфере налогов
и сборов опасное деяние, запрещенноеуголовным
законом под угрозой наказания.
В уголовномзаконодательстве предусмотрено
несколько составов налоговых преступлений.
Срединих, принимая во внимание непосредственные
объекты их посягательств, условноможно
выделить в обособленные группы:
— собственно налоговыепреступления
(ст. 198, 199 УК РФ);
— преступления противпорядка маркировки
подакцизной продукции (ст.171, 327 УК РФ);
— иные преступленияпротив порядка налогообложения
(ст. 173 УК РФ).
Собственно налоговыепреступления непосредственно
посягают на установленный законодательствомпорядок
исчисления и уплаты (удержания и перечисления),
а также взысканияналогов и сборов. Уголовно
наказуемым являются уклонение от уплаты
налогов илисборов с физического лица
или с организации; несоблюдение обязанностейналогового
агента; а также сокрытие денежных средств
либо имущества организацииили индивидуального
предпринимателя, за счёт которых должно
производитьсявзыскание налогов или сборов.
Преступления противпорядка маркировки
подакцизной продукции (акцизные преступления)
посягают наотношения, складывающиеся
в связи с обложением акцизами отдельных
товаров. Такв качестве уголовно наказуемого
деяния определено производство, приобретение,хранение,
перевозка или сбыт немаркированных товаров
и продукции (ст.171 УКРФ); и изготовление
в целях сбыта или сбыт поддельных марок
акцизного сбора,специальных марок или
знаков соответствия, защищенных от подделок
(ч. 1ст. 327УК РФ).
К третьей группеотносятся такие преступления
против порядка налогообложения каклжепредпринимательство
– создание коммерческой организации
без намеренияосуществлять предпринимательскую
или банковскую деятельность, имеющее
цельюосвобождение от налогов, причинившее
крупный ущерб.
1.2.4Обстоятельства, исключающие
привлечение лица к ответственности
за совершениеналогового правонарушения
Лицо не может быть привлечено
к ответственности засовершение налогового
правонарушения при наличии хотя бы одного
из следующихобстоятельств:
1) отсутствие события налогового
правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении
налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонарушения,физическим
лицом, не достигшим к моменту совершения
деяния шестнадцатилетнеговозраста;
4) истечение сроков давности
привлечения к ответственности
засовершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица
в совершенииналогового правонарушения,
признаются:
1) совершение деяния, содержащего
признаки налоговогоправонарушения,
вследствие стихийного бедствия или других
чрезвычайных инепреодолимых обстоятельств;
2) совершение деяния, содержащего
признаки налоговогоправонарушения,
налогоплательщиком — физическим лицом,
находившимся в моментего совершения
в состоянии, при котором это лицо не могло
отдавать себе отчетав своих действиях
или руководить ими вследствие болезненного
состояния;
3) выполнение налогоплательщиком
(плательщиком сбора, налоговымагентом)
письменных разъяснений о порядке исчисления,
уплаты налога (сбора) илипо иным вопросам
применения законодательства о налогах
и сборах, данных емулибо неопределенному
кругу лиц финансовым, налоговым или другим
уполномоченныморганом государственной
власти в пределах его компетенции;
4) иные обстоятельства, которые
могут быть признаны судом
илиналоговым органом, рассматривающим
дело, исключающими вину лица в совершенииналогового
правонарушения.
1.2.5Обстоятельства, смягчающие
и отягчающие ответственность
за совершениеналогового правонарушения
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за
совершениеналогового правонарушения,
признаются:
1) совершение правонарушения вследствие
стечения тяжелых личныхили семейных
обстоятельств;
2) совершение правонарушения под
влиянием угрозы или принуждения
либов силу материальной, служебной или
иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение
физического лица,привлекаемого к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые
судом или налоговым органом,рассматривающим
дело, могут быть признаны смягчающими
ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность,
признаетсясовершение налогового правонарушения
лицом, ранее привлекаемым кответственности
за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая
санкция, считаетсяподвергнутым этой
санкции в течение 12 месяцев с момента
вступления в законнуюсилу решения суда
или налогового органа.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие
ответственность засовершение налогового
правонарушения, устанавливаются судом
или налоговым органом,рассматривающим
дело, и учитываются при применении налоговых
санкций (ст. 112НК РФ).
1.2.6Налоговые санкции
Налоговая санкция являетсямерой ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и
применяются в виде денежныхвзысканий
(штрафов) в размерах, предусмотренных
Налоговым Кодексом.
При наличии хотя бы одного смягчающего
ответственность обстоятельстваразмер
штрафа подлежит уменьшению не меньше,
чем в два раза по сравнению сразмером,
установленным соответствующей статьей
Налогового Кодекса.
При наличии обстоятельства, отягчающего
ответственность, размерштрафа увеличивается
на 100 процентов.
При совершении одним лицом двух и более
налоговых правонарушенийналоговые санкции
взыскиваются за каждое правонарушение
в отдельности безпоглощения менее строгой
санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика,
плательщика сбораили налогового агента
за налоговое правонарушение, повлекшее
задолженность поналогу (сбору), подлежит
перечислению со счетов соответственно
налогоплательщика,плательщика сбора
или налогового агента только после перечисления
в полном объемеэтой суммы задолженности
и соответствующих пеней в очередности,
установленнойгражданским законодательством
Российской Федерации.
Раздел II.Порядок расчета и
взыскания налоговых санкций за совершение
налоговогоправонарушения
2.1 Неисполнение обязанностейв
связи учетом в налоговых органах
Неисполнениеналогоплательщиками
обязанностей, возникающих в связи с постановкой
наналоговый учет.Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ, нарушение
налогоплательщикомустановленного срока
подачи заявления о постановке на учёт
в налоговом органевлечет взыскание штрафа
в размере 5 тыс. руб. Состав данного правонарушенияобразует
пропуск соответствующего срока, предусмотренного
законодательством о налогахи сборах.