Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа
Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.
Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.
Следовательно, можно сказать, что действующий в России механизм правового регулирования налога на доходы физических лиц требует совершенства и доработки.
Таким образом, в целях
устранения вышеназванных проблем
были предложены пути совершенствования
механизма правового
- Введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы, в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.
Предлагается ввести ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от их доходов, что направлено на выравнивание доходов населения, дифференциация которых в России чрезвычайно высока. В связи с увеличением доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц можно будет увеличить заработную плату работников бюджетной сферы, пенсий, а также средства на оказание социальной помощи. Размер предлагаемых ставок умеренный, что не должно привести к стремлению сокрытия доходов.
- Предлагается увеличить налоговый вычет до 800 рублей и "потолок", до которого вычет применяется, довести до 80 тыс. рублей. При принятии решения о величине налогового вычета я исходила из того, что он должен быть не ниже минимального размера оплаты труда. Считаем, что в перспективе при выборе форм налоговых льгот на детей следует полностью освободить налогоплательщиков, имеющих двоих-троих детей, от подоходного налога. При этом предусмотреть принцип адресности. Поставить право на предоставление этой льготы в зависимость от среднедушевого дохода семьи.
Для этого необходимо внести законопроект, который предусматривает:
а) Увеличить налогоплательщикам налоговый вычет до 800 рублей на каждого ребенка. В итоге на одного ребенка такая налоговая льгота "сэкономит" семье 208 рублей. А для многодетной семьи (3 и более детей) эта мера может стать ощутимым вкладом в семейный бюджет, особенно в сельской местности. На троих детей эта сумма составит 624 рубля;
б) Увеличить с 40 000 рублей до 80 000 рублей суммарный размер дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется. Данная мера продлит срок действия налоговых вычетов с 6 до 12 месяцев и поддержит семьи со среднедушевым доходом около 4 тысяч рублей в месяц;
Следовательно, предлагается, внести в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации изменения.
- Необходимым уточнить порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и приведение его в соответствие с нормами, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации по операциям юридических лиц с ценными бумагами.
- В целях устранении двойного налогообложения предлагается уточнить или разработать подробные разъяснения о порядке освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиков.
- Назрела необходимость совместного постановления Президиумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ направленного на уточнение и расширение положений ответственности за налоговые правонарушения физических лиц.
При решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в статье 2 НК РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.
- От законодательной власти страны и государственных налоговых органов требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы и налоговых органов с целью ускорения экономического развития страны.
Таким образом, вышеназванные предложения и рекомендации, будут способствовать устранению проблем правового регулирования в сфере установления и взимания налога на доходы физических лиц.
При дальнейшем развитии в России рыночной экономики появится больше возможностей для совершенствования законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, имеющихся в развитых странах.
I Нормативные акты и опубликованная практика
1 Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993 – 25 декабря. – № 237.
2 Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право. Сборник документов.– М.: БЕК, 1996. –Т. 1. – С. 460 – 464.
3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Собрание законодательств РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
4 Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
5 Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2006) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
6 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 5369.
7 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового НК РФ Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3436.
9 Приказ Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. –
10 Приказ МНС РФ от 15 июня 2004 г. № САЭ-3-04/366 от 23.12.2005 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - № 30
11 Приказ МНС РФ от 15 июня 2004 г. № САЭ-3-04/366 от 23.12.2005 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - № 30.
12 Письмо МНС РФ от 19 декабря 2001 г. № СА-6-04/952 «О порядке начисления пени на суммы авансовых платежей» // Финансовая газета. – 2001. - № 11.
13 Письмо МНС РФ от 22 января 2002 № СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями» // Налогообложение. – 2002. - № 2.
14 Письмо МНС РФ от 25 февраля 2003 г. № СА-6-04/242 «О налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет» // Финансовая газета. – 2002. - № 11.
15 Письмо МНС РФ от 2 июля 2004 г. № 22-1-15/1134 «О налоге на игорный бизнес» // Финансовая газета. – 2004. - № 12.
16 Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2005 г. № 03-08-07 «О постоянном пребывании налогоплательщиков в Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. – 2005. - № 5.
17 Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2005 г. № 04-2-03/156 «О порядке удержания налога на доходы физических лиц»// Официальные документы. – 2005. - № 41.
II Книги
18 Агафонова, М. Н. Налог на доходы физических лиц / М. Н. Агафонова. – М.: Бератор-Пресс, 2005. - 222 с.
19 Акимова, В. М. Налог на доходы физических лиц. Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ / В. М. Акимова. – М.: Статус-Кво 97, 2005. – 234 с.
20 Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - М.: Высшая школа, 2008. – 432 с.
21 Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. - М.: Юристъ, 1966. – 202 с.
22 Бобылев, А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения / А. И. Бобылев. - М.: Феникс, 2005. – 234 с.
23 Борисов, А. Н. Постатейный комментарий к главе 23 части 2 Налогового кодекса РФ / А. Н. Борисов. – М.: Статус-Кво 97, 2006. – 566 с.
24 Борзунова, О. А. Налоговое право. Особенная часть/ О. А. Борзунова, Н. А. Васнецкий, Ю. К. Краснов.- М.: Бератор-Пресс, 2007.-208с.
25 Брызгалин, А.В. Налог на доходы физических лиц. Сложные вопросы. Из практики налогового консультирования / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н Головкин. – М.: Налоги и финансовое право, 2006. – 312 с.
26 Брызгалин, А. В. Практическая налоговая энциклопедия в 12 т. / А.В. Брызгалин. – М.: Бератор-Пресс, 2005. – Т.6 – 544 с.
27 Ветрова, В. Л. Налог на доходы физических лиц: Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ / В. Л. Ветрова. - М.: Вершина, 2005 -335 с.
28 Виговский, Е. В. О налогообложении физических лиц / Е.В. Виговский, М.Е. Виговская. - М.: Вершина, 2005 -300 с.
29 Виговский, Е. В. Реформирование налогового законодательства. Налог на доходы физических лиц / Е. В. Виговский. – М.: Вершина, 2005 -380 с.
30 Гуев, А. Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / А. Н. Гуев. - М.: Экзамен, 2005. – 344 с.
31 Дмитриева, Н. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Н. Г. Дмитриева, Д. Б. Дмитриев. М.: Феникс, 2007. – 507 с.
32 Клочкова, И. В. Налог на доходы физических лиц / И. В. Клочкова. – М.: Экзамен, 2008. – 312 с.
33 Князев, В. Г. Налоговые системы зарубежных стран / В. Г. Князев. – М.: Юнити, 2002. – 442 с.
34 Лазарев, В. В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории) / В. В. Лазарев. – Казань: Дело 2007. – 212 с.
35 Лазарев, А. Р. Сфера и пределы правового регулирования / А. Р. Лазарев. - М.: Юристъ , 1980. – 238 с.
36 Малько, А. В. Механизм правового регулирования / А. В. Малько. – М.: Правоведение, 2008.- 343 с.
37 Лермонтов, М. Ю. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ / Ю. М. Лермонтов. – М.: 2006. – 244 с.
38 Малько, А. В. Механизм правового регулирования / А. В. Малько. – М.: Правоведение, – 2007. – 208.
39 Парыгина, В. А. Налоговое право РФ / В. А. Парыгина, А. А. Тедеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 488 с.
40 Пономарев, А. И. Налоги и налогообложение в РФ / А.И. Пономарев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 392 с.
41 Самощенко, И. С. Эффективность правовых норм/ И. С. Самощенко. – М.: Норма, 2008. – 232 с.
42 Сокол, М. П. О налоге на доходы физических лиц / М. П. Сокол. М.: Финансы, – 2004. – 198 с.
43 Спиридонов, Л. И. Теория государства и права / Л. И. Спиридонов. – М.: Норма, 1997. – 444 с.
44 Сутыркин, С. Д. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике /С. Д. Сутыркин, А. И. Пагорлецкий. – Спб.: Нолиус, 2005. – 630 с.
45 Толкушкин, А. В. Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» / А. В. Толкушин. - М.: Экономистъ, 2006. – 388 с.
46 Уваров, С. А. Постатейный комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ. Налог на доходы физических лиц / С. А. Уваров. – М.: Статус-Кво, 2005. – 288 с.
47 Чибисова, А. В. Все налоги России / А. В. Чибисова. – М.: Экзамен, 2008. – 432 с.
48 Шундиков, К. В. Механизм правового регулирования налогообложения /К. В. Шундиков. – Саратов: Изд-во СГАП. - 2007. – 198 с.
49 Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение/ Т. Ф. Юткина. – М: Инфра-М, 2005 – 514 с.
III Статьи
50 Степанов, П. А. Налоговая система акционерного общества / П. А. Степанов // Хозяйство и право. – 2002. – №12. – С. 27-31
52 Лермонтов, Ю. М. Позиция арбитражных судов по вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогового агента по НДФЛ /Ю. М. Лермонтов // Правосудие в Поволжье. - 2006. – 213 с.
IV Словари и энциклопедии
53 Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М., 1998. – 790 с.
54 Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 971 с.
55 Юридический энциклопедический словарь / под ред. В. Е. Крутских. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 450 с.