Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...
5
1.2 Элементы налоговой системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...
14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы
функционирования налоговой |
|
1.1 Понятие налоговой системы,
ее задачи, функции и принципы построения… |
5 |
1.2 Элементы налоговой системы……………………………………………. |
9 |
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………... |
14 |
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………...... |
14 |
2.2 Проблемы и перспективы
развития налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………… |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... |
32 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Поэтому естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно популярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.
Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности — задача сложная, к тому же противоречивая: для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий. Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики.
Налоги активно участвуют в перераспределительном процессе и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и ответственности за результаты производства.
Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства, что и обуславливает актуальность исследуемой темы курсовой работы.
Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
Объектом исследования является система налогообложения Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственное регулирование налоговой системы Республики Беларусь.
Методы исследования: систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых таких как Брыкова, В.Н., Кийко, Д.Н., Литовко, С., Лемешевский, И.М., Махота, Е., Тарасова, В.Ф., Попов, Е.М., Сумар, К.А. и т.д. Кроме того, при проведении исследования использовались источники статистических данных и материалы из Интернета.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические
основы изучения налоговой
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения
Понятие «налоговая система» является одним из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения [4, с. 27].
Многообразие определений налоговой системы, выработанных как правовой, так и экономической наукой за последние годы приводит современных исследователей к трактовке данного социально-правового феномена в широком и узком смыслах.
В узком смысле под налоговой системой понимается система налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории государства.
При трактовке налоговой системы в широком смысле под налоговой системой понимается достаточно большое разнообразие ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов. В этой связи, Ю.А. Ежов дает следующее определение налоговой системы: «Налоговая система представляет собой сложное комплексное социальное образование, элементами которого являются система налогов, налоговое право, органы, осуществляющие налоговую деятельность, сама налоговая деятельность, включающая учет, контроль, а также принуждение к осуществлению налоговых обязанностей». Т.Ф. Юткина понимает под налоговой системой совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [22, с. 214].
Эффективное функционирование налоговой системы стран с рыночной экономикой направлено на выполнение нескольких основных задач.
Во-первых, налоговая
система должна успешно решать фискально-
Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.
В-третьих, система налогообложения достаточно органично связывается и с принципом социальной справедливости.
В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.
В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах — между тремя уровнями — федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государствах — между общегосударственным и местным уровнями.
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Разграничение функций налога носит условный характер, т.к. они осуществляются одновременно и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.
Основной задачей органов власти является то, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе, усилить влияние одних функций и ослабить действие других.
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [1].
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Существует четыре функции налогов:
Актуальными в настоящее время являются следующие принципы налоговой системы, сформулированные основоположником классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:
В настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко и др.
Четыре принципа соответствуют принципам,обозначенным Адамом Смитом и описанным выше (принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности, удобства и экономности).
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками: