Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...
5
1.2 Элементы налоговой системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...
14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Примечание – Источник: [14]
Почти 62% всех поступлений данной группы занимает налог на игорный бизнес. Его темп роста составил 116,6%, а удельный вес в ВВП вырос с 0,04% до 0,05%. Положительная динамика обусловлена ростом ставок этого налога в среднем на 22% по сравнению с 2012 г.
Определенное влияние на снижение налоговой нагрузки на экономику (минус 0,02 процентного пункта) оказали сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности, которые взимаются единовременно или каждый раз, когда используются товары либо возникает необходимость осуществления определенной деятельности (Приложение) [14].
Центральное место в этой группе занимает налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Поступления этого налога по сравнению с 2012 г. снизились более чем на 10%, что связано с уменьшением объемов добычи и реализации калийных удобрений на 12,2% и 2,4% соответственно. В результате удельный вес в ВВП сократился с 0,36% до 0,32%, что повлекло незначительное уменьшение доли в ВВП сборов за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности.
Темп роста экологического налога составил 109,8%, удельный вес сохранился на уровне 2012 г. — 0,1% в ВВП [14].
Поступления сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь выросли на 12,5%, а удельный вес в ВВП — с 0,02% до 0,03%.
Более 30% налоговых доходов сформировано группой налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и с прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. Их удельный вес в ВВП вырос по сравнению с 2012 г. на 0,3 процентного пункта и составил 7,8% (таблица 2.5) [14].
Таблица 2.5 – Удельный вес налогов на доходы и прибыль в ВВП
Наименование платежа |
2012 г., % |
2013 г., % |
Отклонение, (+/–), п.п. |
Всего |
7,5 |
7,8 |
0,3 |
в том числе: |
|||
подоходный налог |
3,6 |
4,2 |
0,6 |
налог на прибыль |
3,7 |
3,4 |
–0,3 |
налог на доходы |
0,2 |
0,2 |
– |
Примечание – Источник: [14]
В структуре этой группы платежей доминирующее место занял подоходный налог с физических лиц — почти 54 % (рисунок 2.2) [14].
Рисунок 2.2 – Структура налогов на доходы и прибыль
Примечание – Источник: [14]
За счет увеличения по сравнению с 2012 г. поступления подоходного налога на 17,4% его доля в ВВП выросла с 3,6% до 4,2%. Такая динамика объясняется опережающими темпами роста денежных доходов населения над показателем производительности труда, который характеризует эффективность производства продукции в республике [14].
Более 40% всех налогов на доходы и прибыль сформировано за счет налога на прибыль, темп роста которого составил 92,6%, а удельный вес в ВВП снизился с 3,7% до 3,4%, что обусловлено сокращением прибыли до налогообложения, по данным Белстата, за январь-ноябрь 2013 г. на 46,6% в сопоставимых ценах.
Третьим доходным источником вышеназванной группы платежей является налог на доходы (более 3%), его поступления возросли на 36%, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2012 г. — 0,2%.
Определенный вклад в увеличение налоговой нагрузки на экономику — на 0,02 процентного пункта — внесли налоги на собственность, в состав которых включены налоги, взимаемые с имущества, находящегося в собственности (владении, пользовании) организаций и физических лиц (рисунок 2.3) [14].
Рисунок 2.3 – Структура налогов на собственность
Примечание – Источник: [10, с. 37]
Темп роста поступлений этой группы составил 123%, а удельный вес в ВВП по сравнению с 2012 г. вырос на 0,2 процентного пункта и сложился на уровне 1,2% (таблица 2.6) [14].
Таблица 2.6 –Удельный вес налогов на собственность в ВВП
Наименование платежа |
2012 г., % |
2013 г., % |
Отклонение, (+/–), п.п. |
Всего налогов на собственность |
1,0 |
1,2 |
0,2 |
в том числе: |
|||
налог на недвижимость |
0,7 |
0,8 |
0,1 |
земельный налог |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
Примечание – Источник: [14]
Почти 68% всех поступлений указанной группы занимает налог на недвижимость, включая налог на незавершенное строительство, его темп роста составил 128,6%, а удельный вес в ВВП увеличился с 0,7% до 0,8%. Положительная динамика связана с увеличением количества плательщиков налога на недвижимость: организаций — на 12%, или более чем на 3,2 тыс., физических лиц — на 1%, или на 9,8 тыс. человек, а также повышением стоимости основных средств в результате проведения организациями и индивидуальными предпринимателями переоценки по состоянию на 1 января 2014 г. [14].
Темп роста земельного налога составил 112,4%, удельный вес в ВВП вырос с 0,3% до 0,4%, что обусловлено повышением ставок налога в текущих ценах в среднем на 22%. Кроме того, в соответствии с законодательством с 2013 г. налоговая база земельного налога определяется в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, выраженной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января года, за который исчисляется налог.
Наиболее значимым фактором, сыгравшим на понижение налоговой нагрузки, послужила отрицательная динамика поступлений по группе налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, преобладающую часть которых составляют таможенные сборы, ввозные и вывозные таможенные пошлины. Темп роста поступлений этой группы составил 77%, а удельный вес в ВВП снизился с 4,8% до 3,7%. Такая динамика обусловлена сокращением по сравнению с 2012 г. поступлений вывозных таможенных пошлин (темп роста составил 72,8%) в связи со снижением на 38% экспорта товаров в страны вне СНГ. При этом их удельный вес в ВВП уменьшился с 2,1% до 1,5% [14].
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи включают в себя отчисления в инновационные фонды, государственную пошлину, отчисления от страховых взносов в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, средства от реализации контрольных знаков, курортный сбор, консульский и гербовый сборы, поступления по отмененным налогам и сборам.
Темп роста этих платежей составил 42,2%, а доля в ВВП по сравнению с 2012 г. снизилась в 2 раза и составила 0,4%.
Снижение удельного веса указанной группы платежей произошло за счет сокращения почти на 87 % отчислений в инновационные фонды. В результате их доля в ВВП уменьшилась на 0,5 процентного пункта. Это связано с законодательными изменениями порядка формирования инновационных фондов, отчисления в которые с 2013 г. формируются за счет 10% сумм налога на прибыль, поступивших в бюджет [14].
Темп роста государственной пошлины по сравнению с 2012 г. составил 121,6%, а удельный вес в ВВП вырос с 0,1% до 0,2%. Во многом такая динамика объясняется поступательным повышением базовой величины, исходя из размера которой уплачивается государственная пошлина.
Что касается иных налогов, сборов (пошлин) и других налоговых доходов этой группы, то их поступления сократились на 5,2%, главным образом по причине снижения в 2013 г. платежей по отмененным налогам и сборам почти на 35%, при этом удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2012 г. — 0,1% [14].
Таким образом, в Республике Беларусь происходит дальнейшее реформирование налоговой системы, направленное на снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на увеличение в 2013 г. таких групп налоговых доходов, как налоги на товары и услуги, налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность, сокращение вывозных таможенных пошлин группы налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и отчислений в инновационные фонды группы других налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в конечном итоге сократили величину налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь на 0,1 процентного пункта.
2.2 Проблемы
и перспективы развития
Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.
Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики; большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.
Основными недостатками проводимой в настоящее время в Республике Беларусь фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно-кредитной политикой [21, с. 20].
Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей.
Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (государственные республиканские внебюджетные фонды, централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.
Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность — свыше 50%, строительство — менее 10%, торговля и общественное питание — менее 5%, сельское хозяйство — менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым высокооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей [19, с. 22].
Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.
Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности.
На первом этапе реформирования налогообложения (до 2010 г.) должны быть полностью отменены сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы ставки подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума доходов.
Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках [7, с. 19].
На втором этапе (2011-2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5-8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011-2020 гг. — на 2-4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей: