Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...

5
1.2 Элементы налоговой системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...

14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_Osobennosti_nalogovoy_sistemy_v.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)
  • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
  • принцип однократности налогообложения одного и того же объекта за определенный период;
  • принцип стабильности налоговой системы;
  • принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести налогообложения юридических и физических лиц.

Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон (кодекс) о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [24, с. 178].

Таким образом, налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Налоги выполняют фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную, стимулирующую функции.

Принципы налогообложения являются неотъемлемой базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов зависит социально-экономическое благополучие населения. Основные из них сформировались еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются в той или иной степени в налоговой системе любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.

 

1.2 Элементы  налоговой системы

 

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система — это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система — более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов [10, с. 131].

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налоговой системы. К ним относятся:

  • Субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо;
  • Объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);
  • Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог;
  • Ставка налога — это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.);

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.

Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

  • Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • Срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени с учетом просроченного срока;
  • Правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу относятся:

  • подоходный налог с населения;
  • налог на прибыль корпораций (фирм);
  • имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы);
  • налоги на перевод прибыли за рубеж;
  • налог с наследства и дарения и т.п.

Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях — акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.

Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства.

К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу [7, с. 14].

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику экономического развития, что должно учитывать правительство в налоговой политике.

Теоретическим обоснованием этой зависимости стали эмпирические расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рисунок 1.1) [17, с. 128].

 


Рисунок 1.1 – Структура косвенных налогов и сборов

Примечание – Источник: [17, с. 128]

 

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например, до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая «запретная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов — основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и пере распределительных процессов, особенно между центром и регионами [3, с. 7].

Таким образом, в качестве основных элементов налоговой системы выступают: налоговая ставка (процент отчисляемого дохода или прибыли); налоговая база (размер имущества, подлежащий налогообложению) и налоговые льготы.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми облагаются доход или прибыль предприятия; косвенные включаются в цену предприятия. Акцизный налог — это средство реализации монопольной власти государства на производство и реализацию определенного вида продукции или изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике

Беларусь на современном этапе

 

2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь

 

В  настоящее  время перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Учитывая мировой опыт можно однозначно сказать, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых направлений; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Поэтому достаточно важным является определение действенности отечественных налогов и их соответствие международным стандартам.

Налоговая   система  Беларуси  формировалась на классических принципах налогообложения, а также на тех, которые были разработаны налоговой политикой других стран. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу налоговой системы Республики Беларусь, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости [21, с. 19].

Основными принципам налогообложения в Республике Беларусь являются:

  1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым Кодексом Республики Беларусь признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
  3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства [23, с. 7].
  4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
  5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством [23, с. 9].

Информация о работе Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе