Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:21, контрольная работа
Именно анализу сложных вопросов применения норм главы 16 Налогового кодекса РФ и посвящена настоящая контрольная работа. Данная контрольная работа основана на профессиональных комментариях авторов по соответствующим правовым вопросам применения главы 16 НК РФ. В ней сделаны ссылки на соответствующие судебные решения, посредством которых обосновываются данные позиции.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 "Нарушение законодательства о налогах и сборах" и "налоговое
правонарушение": общее и особенное-----------------------------------------------4
2 Виды правонарушений, совершаемых в сфере налоговых правоотношений. Криминальные и некриминальные налоговые правонарушения---------------------------------------------------------------------------7
3 Административно-правовая природа некриминальных налоговых
правонарушений (в порядке постановки вопроса)-----------------------------12
4 Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых
установлена гл. 16 НК РФ: виды и основания классификации------------16
Заключение--------------------------------------------------------------------------------25
Список литературы----------------------------------------------------------------------29
Как правильно по этому поводу пишет С.Г. Пепеляев, взыскания, установленные НК РФ - это меры административной ответственности, которые применяются к субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства. Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения*(46).
4 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНА ГЛ. 16 НК РФ: ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ
Как уже было указано выше, ст. 106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.
Общие основания и
условия привлечения к
Однако, как правильно
указывает М.В. Кустова, законодатель
оставил без внимания проблемы систематизации
видов налоговых
Действительно, после ознакомления с положениями гл. 16 НК РФ, создается впечатление, что законодатель, "скидал" составы налоговых правонарушений в одну структурную главу НК РФ, руководствуясь чисто теоретико-правовым подходом - "ответственность должна быть".
Однако, по нашему мнению, концептуально, в гл. 16 и гл. 18 НК РФ законодателем не установлено никаких определяющих начал. Иногда кажется, что законодатель действовал по принципу - "что вспомнил, то и написал". Причем "переписав" основные составы налоговых правонарушений из Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", законодатель провел "косметический ремонт" положений, содержащихся в ст. 13 этого закона, определив их более четко и более "расширительно-содержательно".
О некачественности и
непроработанности положений
Не вдаваясь в сложности исторического аспекта принятия первой части НК РФ можно отметить, что данное положение уже давно не соответствует требованиям времени.
Ведь любое правовое
регулирование применения мер юридической
ответственности должно опираться
на четко выверенную методику определения
признаков противоправного
Абстрагируясь от специфики нарушений законодательства о налогах и сборах банковскими учреждениями (по поводу которых Издательством "Налоги и финансовое право" подготовлено отдельное издание), можно отметить, что в науке до сих пор нет единого мнения о классификации видов непосредственно налоговых правонарушений.
Так, по мнению И.И. Кучерова, по своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116-117, 129.2 НК РФ);
- нарушения, связанные
с несоблюдением порядка
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);
- нарушения, связанные
с воспрепятствованием
М.В. Кустова обосновывает позицию о том, что можно выделить только два основных вида налоговых правонарушений в зависимости от объекта:
а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным осуществлением налоговых изъятий и непосредственно влекущие финансовые потери государства;
б) правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения*(49).
Как считает Ю.А. Крохина по непосредственному объекту состава налоговых правонарушений можно выделить правонарушения, посягающие на:
- материальные фискальные
права государства, т.е.
- процессуальные фискальные
права государства, т.е.
Н.П. Кучерявенко, проводя
подробную классификацию
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против
прав и свобод
- правонарушения против
порядка ведения
- правонарушения против контрольных функций налоговых органов*(51).
Также и С.Г. Пепеляев, определяя систему нарушений законодательства о налогах и сборах, выделяет:
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против
прав и свобод
- правонарушения против
системы гарантий выполнения
обязанностей
- правонарушения против
исполнения доходной части
- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
- правонарушения против
порядка ведения
- правонарушения против обязанности по уплате налогов*(52).
Однако представляется, что при всем многообразии актов неправомерного поведения в налоговой сфере, гл. 16 НК РФ устанавливает меры ответственности только в отношении обязанных участников налоговых отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица.
Никаких специальных мер ответственности в отношении представителей государства НК РФ не установлено. Поэтому представляется, что анализ видов налоговых правонарушений следует осуществлять именно в тех рамках гл. 16 НК РФ, которые и определил законодатель.
4.2. Налогообложение как комплексное социально-экономическое явление представляется достаточно сложным по своей организационной и содержательной структуре, а налоговые отношения многолики и многообразны. Достаточно сказать, что НК РФ (ст. 2 НК РФ) определяет, что предметом правового регулирования законодательством о налогах и сборах является 6 видов самостоятельных налоговых отношений:
отношения по установлению налогов и сборов;
отношения по введению налогов и сборов;
отношения по взиманию налогов и сборов;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Каждый из вышеуказанных
видов отношений в идеале, должен
функционировать самодостаточно и
самостоятельно. Однако, наверное, следует
согласиться с сентенцией о том,
что в настоящей
Анализируя всю совокупность норм, регламентирующих отношения в налоговой сфере, можно сделать вывод о том, что весь комплекс правового регулирования в этой сфере осуществляется тремя видами правовых норм, которые в своем взаимодействии образуют своеобразный триумвират правовых режимов, которые наполнены строго целевым содержанием. Эти режимы, образуемые нормами законодательства о налогах и сборах, в своей совокупности обусловлены необходимостью нормального и эффективного функционирования налоговой системы.
Во-первых, это режим
общерегулятивный, состоящий из общерегулятивных
норм, которые непосредственно
Во-вторых, это обеспечительно-
В-третьих, это принудительно-
Очевидно, что действие
общерегулятивных и обеспечительно-
Общим признаком всей
системы мер принуждения в
налоговой сфере является их целевая
направленность - правовое обеспечение
(охрана) нормального функционирования
налоговой системы государства.
Меры принуждения пронизывают практи
Анализируя конкретные меры принуждения в налоговых отношениях, следует отметить, что по основаниям применения мер принуждения, по содержанию способов самого принуждения - эти меры имеют свои различия.
Определенные меры принуждения
в налоговой сфере
Однако особое место
в системе мер государственно-
Предназначение системы налоговых правонарушений - обеспечить надлежащее исполнение обязанными лицами возложенных на них обязанностей, то есть каждый, предусмотренный законом вид налогового правонарушения и соответствующая мера ответственности за его совершение, должны обеспечивать ту или иную обязанность обязанного лица. В противном случае, может сложиться ситуация, когда законодательством будет предусмотрена определенная обязанность, а обеспечительные меры ответственности за ее неисполнение будут не предусмотрены, что неизбежно повлечет для существующего правопорядка негативные последствия. Именно такая ситуация сложилась по поводу неправильного заполнения налоговой декларации (см. гл. 5 настоящего издания "Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)").
Однако, не вдаваясь в
подробную критику существующей
системы налоговых
Основным критерием
классификации налоговых
Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах