Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. В условиях спада производства инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России хозяйствующие субъекты в основном пользуются краткосрочным кредитом.

Содержание

Введение.
1. Понятие и виды финансирования и кредитования предпринимательской
деятельности.
2.Правовые основы государственного финансирования и кредитования
предпринимательской деятельности.
2. Самофинансирование предпринимательской деятельности.
3. Правовые основы банковского, товарного н коммерческого кредитования.
Заключение. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат-распечат..doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Филиал в г. Иваново.

 

Контрольная работа по дисциплине «Коммерческое право»

по теме: «Правовое регулирование  финансирования и кредитования

предпринимательской деятельности»

        Введение.

  1. Понятие   и  виды   финансирования   и   кредитования   предпринимательской 
    деятельности.

2.Правовые    основы    государственного    финансирования    и    кредитования 
предпринимательской деятельности.

  1. Самофинансирование предпринимательской деятельности.
  2. Правовые основы банковского, товарного н коммерческого кредитования.

Заключение. Литература.

 

Студент 3 курса

Юридического факультета

Формы обучения экстернат

Сергеева  О.А.

Дата сдачи  работы:

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

        Введение ............................................................................................ 3-5

 

1.     Понятие   и   виды   финансирования   и

      кредитования   предпринимательской

     деятельности......................................................................................... 6                                               

2. Правовые    основы    государственного финансирования    и    кредитования 
предпринимательской деятельности..................................... 7-19

3.     Самофинансирование предпринимательской   деятельности....................................................................................... 20-25   

 

 

4.     Правовые основы банковского, товарного и коммерческого кредитования.................................................... 26-29   

 

 

 

 

                                                                                    

       Заключение.......................................................................................30-32

 

 

       Список литературы........................................................................33-36         

 

 

Введение.

В 90-е годы XX века в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Это характеризовалось прежде всего приданием законного статуса предпринимательской деятельности, многообразием форм собственности, в том числе возрождением частной собственности, появлением различных организационно-правовых форм предпринима-тельской деятельности, возведением свободы договора в ранг принципов, в противовес директивному планированию.

В настоящее  время твердо проводится курс на то, что одна из главных задач государственной  власти по регулированию рыночной экономики — создание условий для развития экономических свобод, формирование режима максимального благоприятствования предпринимательскому поведению, соответствующему интересам потребителя.

В связи  с этим особой актуальностью в  современный период развития предпринимательской деятельности обла-дает проблема правового регулирования финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.

Финансирование  и кредитование представляют собой  один из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Потребности предпринимателей могут удовлетворяться также путем инвестирования.

Правовой режим  инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная деятельность, как правило, имеет целью получение прибыли), субъектам этой деятельности.

Основным принципом  финансового обеспечения хозяйственной  деятельности в рыночных условиях является переход на все более полное самофинансирование организациями своих потребностей. Самофинансирование осуществляется за счет таких источников, как прибыль организации, амортизационные отчисления, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции. Самофинансирование осуществляется либо путем включения затрат в себестоимость выпускаемой продукции, либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя.

Заемщиками  государственных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Банковский  кредит - экономическая категория, одна из форм движения ссудного капитала, при которой кредитная организация предоставляет на время денежные средства (капитал) хозяйствующим субъектам за определенный процент. При банковском кредитовании возникают экономи-ческие (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства муниципальных образований, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, и их собственные денежные средства предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает условия хозяйствующим субъектам восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Действующим законодательством, помимо банковского, предусматривает  также товарный и коммерческий кредит.

Цель настоящей  работы: на основе анализа действующего законодательства охарактеризовать основные аспекты правового регулирования финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо осветить следующие вопросы:

        - охарактеризовать    понятие    и    виды финанси-рования    и    кредитования предпринимательской     деятельности, провести классификацию видов финансирования;

         - выделить    основные         положения    правовых    основ    государственного финансирования и кредито-вания предпринимательской деятельности, т. е. дать понятие государственного финансирования, рассмотреть вопросы его назначения, охарактеризовать ответствен-ность в сфере государственного финансирования, провести классификацию форм государственного финансирования, рассмотреть вопросы финансирования государственных нужд, казенных предприятий и иных формы   финансирования;   выделить   сущность   и   условия государственного кредитования, дать понятие льготного государственного кредитования, а также кредитования высокоэффективных контрактов;

         - осветить проблемы самофинансирования предпринимательской деятельности;

         - охарактеризовать   основные аспекты банковского, товарного и коммерческого кредитования.

  1. Понятие и виды финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности (платности).

Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые специфические методы пере-распределения временно свободных денежных средств с целью восполнения разрывов в производственном процессе. Кредитные правоотношения можно рассмат-ривать как часть, подсистему финансовых правоотношений.1

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Прикладное значение носит классификация в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств. По данному критерию финансирование делится на:

       - государственное - за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ:

        - муниципальное - за счет средств муниципального бюджета;

        - самофинансирование - за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;

        - благотворительное - за счет взносов частных собственников.

 

 

 

  1. Правовые основы государственного финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.

Источниками государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственный вид финансирования носит строю  целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена  ответственность за нарушения, связанные  с предоставлением (на возвратной и  безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств. Ответственность наступает, в частности, за:

      - нецелевое использование бюджетных средств;

      - непредставление или несвоевременное представле-ние отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

      - иные нарушения, предусмотренные главой 28 Бюджетного кодекса РФ.

Мерами  ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

Нормы об ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, конкретизируются законами о бюджете на соответствующий год.

Возврат предоставленных организациям на возвратной основе средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

В целях  обеспечения контроля за целевым  использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность веста раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

        Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

        - предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

         - предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

         - предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа.

Одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов.

Это Федеральный  закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд»4. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»5. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе»*, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г, «О государственном материальном резерве» и другие акты.

Государственные нужды - это потребности Российской Федерации, субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач  жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производствен-ных, социально-экономических, организационно-хозяйствен-ных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»'.

Для организации работы по выполнению целевых  программ и иных государственных нужд определяются государственные заказчики. Государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Так, государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ.

Информация о работе Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности