Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. В условиях спада производства инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России хозяйствующие субъекты в основном пользуются краткосрочным кредитом.

Содержание

Введение.
1. Понятие и виды финансирования и кредитования предпринимательской
деятельности.
2.Правовые основы государственного финансирования и кредитования
предпринимательской деятельности.
2. Самофинансирование предпринимательской деятельности.
3. Правовые основы банковского, товарного н коммерческого кредитования.
Заключение. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат-распечат..doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Для выполнения целевых программ и обеспечения  государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд. Государственные контракты в основном размещаются на конкурсной основе. Отношения, возникающие между организатором и участниками конкурса в процессе его проведения, регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г.

Федеральный закон  от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд"СЗ РФ, 1994 № 34, Ст. 3540, с изменениями  н дополнениями от 19 июня 1995 г. и 17 марта 1997 г. "'Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ <Ю закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // 03 РФ. 1994. №32. От. 3303.

6 Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государствен-ном оборонном заказе» // СЗ РФ. 1996.№ 1. Ст. б, с изм. от 26 фев.1997г.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ 1995. № 1. Ст. 3, с изм. от 17 марта 1997 и 12 февраля 1998 Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1995г., с изменениями и дополнениями 01 23 апреля, 1 июля, 13 сентября 1996 г., 1 и 8 июля 1997 г., 21 июля 1998г.

 

 

 

«О  конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»".

Закон предусматривает возможность проведения открытых и закрытых конкурсов. Наиболее предпочтительным видом является открытый конкурс.

Совокупность    заключенных    государственных    контрактов    представляет    собой государственный заказ.

Утвержденные  целевые программы и иные государственные  нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень  федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к  финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.

Финансирование  закупок товаров, работ, услуг для  государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Департаменты не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому, представляют проработанную с соответствующими государственными заказчиками заявку в Главное управление федерального казначейства для включения ее в ежемесячные лимиты бюджетного финансирования.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд10 необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Помимо  непосредственного финансирования государ-ственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации им могут предоставляться:

         - льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии,

         - текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;

         - валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт;

           - ассигнования из  государственного  бюджета,  необходимые для обеспечения прироста объемов поставок продукции.

Финансовая  помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации посредством предоставления дотаций, субсидий, субвенций.

Определенные  особенности имеет финансирование казенных предприятий. Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)'1.

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу из федерального бюджета выделяются средства на:

      - реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

      - содержание объектов социальной инфраструктуры;

      - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа

Не  использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех выделенных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему  субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возвратности, срочности, обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным  условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку целевого использования кредита в любое время действия кредита Кредит может быть выделен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства  бюджетного кредита перечисляются  заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

      Адресаты получения государственных средств на возвратной основе в основном определяются Федеральным законом о бюджете на соответствующий год.

В качестве льготы, предоставляемой государством за пользование государственными средствами на возвратной и платной основе, можно рассматривать решение о продлении срока возврата бюджетных средств.

В целом  следует отметить, что Правительству  РФ поручается проводить реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе, и за просрочку уплаты процентов за пользование ими по состоянию на 1 января соответствующего года

Организациям  определенных видов деятельности государственные  средства предоставляются на льготных условиях'".

Порядок выделения государственных средств  на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт осуществляется со следующими особенностями предоставления средств:

       - отбор претендентов для получения государственных средств осуществляется на конкурсной основе;

       - бюджетные ссуды предоставляются под поручитель-ство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

         Рассмотрим более подробно предусмотренный законодательством порядок'4.

Конкурс представляемых к рассмотрению контрактов проводится образованной при Министерстве экономического развития и торговли РФ комиссией. В Правилах предоставления бюджетных ссуд приведен достаточно обширный перечень документов, которые обязана представить организация, желающая участвовать в конкурсе. Это, в частности, документы:

       - характеризующие    имущественное    и    финансовое    состояние    организации (бухгалтерские балансы, приложе-ния к ним; выписки банков о движении средств 
по валютным и расчетным счетам: копни аудиторского заключения о деятельности организации; справки о задолженности но кредитам перед банками, об отсутствии 
просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам и др.);

       - характеризующие предлагаемую к производству продукцию с точки зрения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; коньюнктуру рынка (пере-чень  основных  покупателей  продукции  и  поставщиков  сырья;  копии договоров на закупку сырья и поставку продук-ции; фактические показатели объема реализации продукции, в том числе на экспорт, за последние два года и др.);

        - содержащие технико-экономическое обоснование целесообразности выделения государственных средств;

        - подтверждающие гарантийные обязательства поручителя - субъекта Российской Федерации.

К участию  в конкурсе не допускаются организации, имеющие просроченную задолженность  по ранее предоставленным бюджетным средствам; находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства; не представившие необходимых документов или сообщившие о себе ложные сведения.

Комиссия  проводит конкурс исходя из соответствия предлагаемого контракта основным направлениям государственной экономической политики. Основным критерием отбора контрактов является показатель бюджетной эффективности, определяемой как отношение прироста суммы налоговых поступлений и обязательных платежей к сумме бюджетных средств для реализации контракта Порядок расчета бюджетной эффективности контракта приведен в Правилах предоставления бюджетных ссуд.

Результаты  конкурса оформляются протоколом заседания  комиссии о выделении или об обоснованном отказе в выделении организации бюджетных средств. Утвержденный протоколом комиссии перечень ссудополучателей направляется Министерством экономического развития и торговли РФ в Министерство финансов РФ с проектом соглашения о предоставлении средств и документами, представленными организацией для участия в конкурсе. Министерство финансов РФ заключает соглашение о предоставлении бюджетных средств с организациями - победителями конкурса15.

Средства  перечисляются непосредственно  организациям через органы федерального казначейства.

Срок  возврата средств определяется в соглашении. Плата устанавливается в размере одной третьей действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете на соответствующий год ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, пере-числяются виды продукции и т.п.). Способом обеспечения выполнения обязательства в данном случае выступает поручительство исполнительного органа субъекта РФ.1

В соглашении и договоре поручительства опреде-ляются санкции и меры ответственности за невыполнение заемщиком и поручителем своих обязательств. При этом возврат предоставленных государственных средств, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Так, за несвоевременный возврат государственных  средств наступает финансовая санкция: Министерство финансов имеет право  сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной  поддержки.

Информация о работе Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности