Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только по

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…...……………………………………………………………3 - 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.……………………………………………5
1.1Плательщики налогов ……….…………………..…..…………………….5 - 8
1.2 Субъекты налоговых отношений……………………...……………………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ……….. 9
2.1Права налогоплательщика …………..…………...……………………... 9 - 10
2.2 Обязанности налогоплательщика ……….………………………..…10 - 13
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКА ……………………………………………………………………………………14
3.1 Виды налогоплательщиков ……………………………………………14 - 19
ГЛАВА 4. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………….. 20
4.1 Налоговые агенты …………………………………………………… 20 - 23
4.2 Налоговые представители ……………….…………………………… 23 - 24
ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА …………………25
5.1 Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности ………………………………………… 26 - 27
5.2 Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности....27-28
5.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций …..28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………31 - 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое пр.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 4.

Участники налоговых отношений.

4.1 Налоговые  агенты.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий бюджет  (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют  те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом.

В соответствии со статьёй 24 НК Российской Федерации налоговые агенты обязаны:

1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика, а так же о сумме задолженности налогоплательщика;

3. вести учёт выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4. представлять свой налоговый орган по месту своего учёта документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Действующее законодательство предусматривает уплату налога не только самостоятельно налогоплательщиком, но и путём удержания налога у источника выплаты. Источник выплаты доходов налогоплательщику – это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (пункт 2 статьи 11 НК Российской Федерации).

Налоговым законодательством  источник выплаты признаётся налоговым  агентом, обязанным исчислить налог, удерживать  его из перечисляемых денежных сумм и перечислять удержанную сумму налога в бюджет, причём уплата налога производится за счёт налогоплательщика. Например в соответствии со статьёй 226 налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом по подоходному налогу являются предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели выплачивающие доходы физическим лицам. Налоговым агентом по НДС  в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации являются российские предприятия, не состоящие в налоговом органе на территории России. Налоговым агентом по налогу на доходы иностранных юридических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются предприятия, организации и другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам. Необходимо отметить, что одно и тоже лицо, например конкретная организация, может одновременно являться налогоплательщиком и налоговым агентом.

Уплата сборов через  налоговых агентов не предусмотрена  в связи со спецификой данного  вида обязательных государственных  платежей. В тоже время сборы могут  быть уплачены любым заинтересованным лицом с отнесением расходов на плательщика сборов, если это определено действующим законодательством.  Так, в соответствии со статьёй 118 Таможенного кодекса Российской Федерации любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не определено Таможенным кодексом.

Постановлением Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 20 марта 1997 года №6  "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации  о государственной пошлине" разъяснено, что уплата государственной пошлины в установленных порядке  и размере проведена за истца (заявителя), за лицо, подающая апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить  из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно оснований для возвращения искового заявления, жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

Налоговым кодексом впервые  было чётко установлено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Ранее права налоговых агентов законодательно не были закреплены, однако фактически они пользовались правом на ознакомление с результатами проверок и правом на обжалование решения налоговых органов.

Кодекс предусматривает  обязанности налоговых агентов, главная из которых – правильно  и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  их в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Данная обязанность возникает у налогового агента только при наличии у него реальной возможности удержать "чужой" налог и перечислять его в бюджет, т.е. только при наличии соответствующего источника в виде находящихся у него денежных средств налогоплательщика. Это представляется обоснованным так как налоговый агент не обязан удерживать и перечислять "чужие" налоги за счёт собственных средств.

В случае отсутствия у  агента наличия денежных средств  налогоплательщика у первого  обязанностей по удержанию и перечислению налогов не возникает. У него появляется обязанность сообщит в месячный срок в налоговый орган о не удержанных суммах налогов, предусмотренных подп.2 пункта 3 статьи 24 НК Российской Федерации. Иные обязанности налогового агента направлены на надлежащее выполнение налоговым агентом его главной обязанности. Перечень обязанностей налогового агента, предусмотренный в пункте 3  статьи 24 НК Российской Федерации является  исчерпывающим, поэтому установление дополнительных обязанностей налоговых агентов иными актами законодательства  о налогах и сборах не допустимо.

Налоговый Кодекс Российской Федерации  предусматривает ещё одну категорию  участников налоговых отношений – сборщиков налогов, основной функцией которых является принятие от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. Согласно статьи 25 НК Российской Федерации  сборщиками налогов и сборов могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностные лица.

Банки, хотя и не названы в Кодексе в числе участников налоговых правоотношений, выполняют в этих отношения немаловажную функцию. Основной обязанностью банков является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц относительно перечисления налогов в соответствующие бюджеты. В Кодексе имеется специальная глава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками  в отношении обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и определяющая ответственность за их совершение.

 

4.2  Налоговое представительство

Налогоплательщики, плательщики  сборов и налоговые агенты могут  участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах  и сборах через законных или уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя  должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными  федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные  в связи с участием этой организации  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями  налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными  представителями налогоплательщика  должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, органов налоговой  полиции, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

 

ГЛАВА 5.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

5.1 Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности

При подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других - в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым  в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ).

Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель  или налогоплательщик - физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

- к налогоплательщику  не могут быть повторно применены  меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

- ответственность за  действия, предусмотренные Налоговым  кодексом, совершенные физическим  лицом, наступает только в том  случае, если они не содержат  признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- привлечение налогоплательщика  - юридического лица к ответственности  за совершение налогового нарушения  не может освобождать его должностных  лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

- в случае привлечения  налогоплательщика к ответственности  за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности  уплаты причитающихся сумм налогов;

- налогоплательщик не  может считаться виновным в  нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана  и не установлена решением  суда, вступившим в законную силу;

- на налогоплательщика  не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

- все сомнения в  виновности налогоплательщика в  совершении налогового правонарушения  согласно Налоговому кодексу  России всегда должны толковаться  в пользу налогоплательщика.

Принципиально новым  моментом при определении меры ответственности  налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

В то же время признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

Информация о работе Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей