Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:44, контрольная работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только по
ВВЕДЕНИЕ...…...……………………………………………………………3 - 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.……………………………………………5
1.1Плательщики налогов ……….…………………..…..…………………….5 - 8
1.2 Субъекты налоговых отношений……………………...……………………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ……….. 9
2.1Права налогоплательщика …………..…………...……………………... 9 - 10
2.2 Обязанности налогоплательщика ……….………………………..…10 - 13
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКА ……………………………………………………………………………………14
3.1 Виды налогоплательщиков ……………………………………………14 - 19
ГЛАВА 4. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………….. 20
4.1 Налоговые агенты …………………………………………………… 20 - 23
4.2 Налоговые представители ……………….…………………………… 23 - 24
ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА …………………25
5.1 Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности ………………………………………… 26 - 27
5.2 Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности....27-28
5.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций …..28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………31 - 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………
5.2 Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности
НК РФ установлены определенные обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового законодательства. Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Во-вторых, не подлежат ответственности те действия налогоплательщика, приведшие к нарушению налогового законодательства, которые являются следствием выполнения письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции. И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, также исключают его вину.
Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предусмотренную в законе ответственность за совершение налогового правонарушения. Обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из указанных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.
Налоговый кодекс установил и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев.
5.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций
Основные виды нарушений налогового законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение приведены в приложении 2.
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве, действовавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в настоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику, существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, - это 40% суммы неуплаченного налога за умышленное занижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисление налога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное уменьшение налогов взималась сумма, равная 100% суммы сокрытой или заниженной прибыли (100% суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом, в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.
В частности, за невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае если эксперт, переводчик или специалист отказываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Но существующее налоговое законодательство на данный момент далеко от совершенства. Оно все еще является довольно запутанным и противоречивым. Так, например, некоторые нормы шестнадцатой главы Налогового кодекса РФ нарушают требования соразмерности юридической ответственности.
В настоящее время остается еще много споров и противоречий по применению норм Налогового кодекса РФ, которые смогут быть разрешения путем внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса РФ, разъяснений МНС, постановлений ВАС и путем накопления судебной практики по налоговым спорам.
Также остается спорным вопрос и о самой сущности налоговой ответственности, так как это понятие еще законодательно не закреплено. Соответственно, сейчас не существует единого мнения о том, является ли она самостоятельным видом юридической ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Соотношение обязанностей налогоплательщиков и ответственности за нарушение налогового законодательства
Обязанности налогоплательщиков |
Ответственность |
Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленн |
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога |
2) встать на учет в налоговых
органах, если такая |
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе |
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; |
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения |
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; |
Статья 119. Непредставление налоговой декларации |
5) представлять налоговым |
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля |
6) выполнять законные требования
налогового органа об |
Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение |
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ; |
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля |
8) в течение четырех лет |
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения |
9) нести иные обязанности, |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав налогового правонарушения |
Период |
Мера ответственности в |
Статья 116 НК РФ. Нарушение срока постановки на учет |
Менее 90 дней |
5 000 руб. |
Более 90 дней |
10 000 руб. | |
Статья 117 НК РФ. Ведение деятельности без постановки на учет |
Менее 3 месяцев |
10% от доходов за время |
Более 3 месяцев |
20% от доходов | |
Статья 118 НК РФ. Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке |
Более 5 дней |
5 000 руб. |
Статья 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации |
До 180 дней |
5% от суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления |
Более 180 дней |
30% от суммы налога + 10% от этой суммы за каждый месяц со 181-го дня | |
Статья 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения |
Один налоговый период |
5 000 руб. |
Более одного налогового периода |
15 000 руб. | |
Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (умышленная) |
20 % от неуплаченных сумм налога
40% от неуплаченных сумм налога | |
Статья 124 НК РФ. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение |
5 000 руб. | |
Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест |
10 000 руб. | |
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля |
50 руб. за каждый | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Судебная практика
ООО приобрело автотранспортные средства и передало их своему структурному подразделению, расположенному в другом городе, где ООО уже состояло на налоговом учете. Заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения автотранспортных средств общество в налоговый орган не подавало.
Информация о работе Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей