Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы обложения на доходы физических лиц в РФ
1.1Сущность налога и его роль в формировании бюджета
1.2 Теоретические основы и основные элементы НДФЛ
1.3Налоговые вычеты по НДФЛ
Глава 2. Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
2.1 Экономическая характеристика «Краснооктябрьская СОШ»
2.2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ
2.3 Роль НДФЛ в бюджетах РФ
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц
3.1 Проблемы расчета НДФЛ
3.2 Совершенствование механизма исчисления НДФЛ
3.3 Зарубежный опыт расчета подоходного налога
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ действующий механизм и пути совершенствования.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Во всех странах в  совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.

Пассивные доходы, такие  как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным  и другим ценным бумагам могут, как  включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц либо на основании отдельных специальных законов.

Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.

Кроме того, в подавляющем  большинстве стран из совокупного  годового дохода налогоплательщика  вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.

Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную  ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Чем бы ни отличались налоговые системы разных стран, в одном они схожи: в конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания. Суть ее состоит в том, что налогоплательщики сообщают государству о суммах полученного дохода и уплаченного (или еще не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы и вычеты.

Следует заметить, что  уклонения от налогов не могут  избежать даже страны с развитыми  правовой и налоговой системами. В Швеции, например, по некоторым  оценкам, не декларируется примерно четверть доходов, а во Франции - треть. В такой ситуации не вызывает сомнений важность четкого определения налогооблагаемой базы.

В решении этой проблемы цивилизованный мир использует два  подхода: первый - глобальный, то есть ко всем доходам в совокупности, второй - шедулярный, то есть по каждому виду доходов в отдельности.

Первый подход применяется  преимущественно в развитых странах. Он проще в отношении исчисления, поскольку налог рассчитывается на основе совокупного дохода, не требует  определенной честности от налогоплательщика и отлаженного механизма работы налоговых органов. Второй подход эффективен в переходный период, так как более гибок в плане регулирования поступлений от разных видов доходов и возможности удержания налога у источника выплаты.

Россия вслед за развивающимися странами, проведшими в последние  годы налоговую реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную систему (в 2002 году к разным видам доходов применяются ставки 9; 13; 30; 35%). В Европе, например, этой системы придерживаются Ирландия и Люксембург. Великобритания, родина шедулярной системы, называемой в экономической литературе британской моделью обложения доходов, отказалась от нее почти двадцать лет назад.

Опыт этих стран показывает, что при шедулярной системе собираемость налога, взимаемого у каждого источника выплаты в отдельности, более эффективна по причине того, что сокращается число лиц, обязанных декларировать свои доходы, снижаются административные издержки на удержание налога.

Примечательно, что снижение ставок подоходного налогообложения присуще не только странам с развивающейся экономикой. По мере экономического роста ставки, особенно максимальные, сначала растут, затем несколько снижаются. Их снижение используется государством как инструмент для достижения некоторых своих интересов, которые могут быть шире, чем просто наполнение бюджета.

В частности, ставки налога, различающиеся по величине в разных регионах за счет местных ставок налога, могут значительно повлиять на распределение населения в стране. В США, например, именно разница в уровнях налогообложения спровоцировала в 70-е годы миграцию наиболее состоятельной части налогоплательщиков из городов и поселков в пригороды и сельскую местность. Сейчас в некоторых штатах (Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон) вообще нет местного индивидуального налога на доходы, а в таких, как Хемпшир, Теннеси, облагаются только процентные доходы и дивиденды.

Подробнее рассмотрим роль налогов с населения в некоторых  странах, например, в США, Франции, Германии, чтобы выявить те черты налогообложения этих стран, которые можно применить в России. Самая главная черта налогообложения населения всех стран Запада - это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

Подоходный налог в  США является частью и федеральных  налогов, и налогов штатов, и местных  налогов, т.е. распределяется между  всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида:

- «валовый», т.е. общая  сумма доходов из любых источников;

- «очищенный доход», то  есть валовый доход, за вычетом  расходов и стандартной скидки;

- «облагаемый доход», т.е. очищенный доход за вычетом расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен $2000).

При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных  ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и они равны 15,3%. Этот налог (в его американской форме) необходим сейчас в России, т.к. при переходе к рынку в нашей стране появилось множество безработных и незащищенных пенсионеров. Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и поимущественный налог также отчисляются в бюджеты штатов и местные бюджеты.

В налоговой системе  Франции подоходный налог составляет 18,1% доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налоговая система Франции похожа на систему США. Отличия небольшие: налоги на специальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся (а у нас в стране -только работодатели), к тому же здесь присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица работающие, но не вознаграждаемые заработной платой. В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.

Прогрессивная шкала  налогообложения доходов физических лиц установлена и в странах  СНГ. Так на Украине ставки налога установлены в размере 10% с суммы  превышающей 1 ММЗП, 20% с суммы свыше 10 ММЗП, 35% с суммы свыше 20 ММЗП, а суммы дохода, полученные не по месту основной работы и нерезидентами, облагаются налогом по ставке 20%.

В Республике Армения  по подоходному налогу установлено  несколько видов ставок: по видам  доходов и по налогоплательщикам. Прогрессивная ставка налога установлена в размере 10% с суммы до 80000 драмов и 20% с суммы превышающей 80000 драмов.

В налоговой системе  Кыргызской республики установлен подоходный налог с физических лиц с прогрессивными ставками в зависимости от совокупного  дохода, полученного в календарном году:

1) до 50-кратной минимальной  годовой заработной платы - 10% суммы дохода;

2) свыше 50-кратной минимальной  годовой заработной платы - сумма  налога с 50-кратной минимальной  заработной платы плюс 20% с суммы,  превышающей ее.

Но как бы не прекрасно было бы налогообложение населения зарубежных стран, нельзя в чистом виде переносить его на российскую действительность, так как Россия - это страна с богатым опытом, наследием, со сложившимися историческими факторами, которые нельзя не учитывать. Западный опыт может только помочь найти свои пути решения проблем, но не более. И об этом нельзя забывать.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним  из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение  обладает большими возможностями воздействия  на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы  льгот, выбора объекта и ставок налогообложения  стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

- подоходный налог  - это личный налог, т.е. объектом  обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

- подоходный налог  в большей степени отвечает  основным принципам налогообложения  - всеобщности, равномерности и  эффективности;

- налог относительно  регулярно поступает в доходы  бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

- основной способ взимания  подоходного налога - у источника  выплаты дохода - является достаточно  простым и эффективным механизмом  контроля за своевременностью  перечисления средств в бюджет.

 

 

 

 

 

Размер стандартного вычета за один месяц на одного ребенка  у налогоплательщика

№ п/п

    Налогоплательщик

 

Ребенок

Налогоплательщик  состоит в зарегистрированном браке

Налогоплательщик  является единственным родителем (приемным родителем), опекуном, попечителем.

1

Ребенок в возрасте до 18 лет

1400 руб.

2800 руб.

2

Ребенок – инвалид  в возрасте до 18 лет

3000 руб.

6000 руб.

3

Ребенок в возрасте до 24 лет, являющийся учащимся очной  формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом или курсантом.

1400 руб.

2800 руб.

4

Ребенок учащийся очной формы обучения, аспирант. Ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы

3000 руб.

6000 руб.

5

Ребенок в возрасте от 18 до 24 лет ( в том числе инвалидов I или II группы), не являющийся учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом или курсантом.

Вычет не предоставляется

Вычет не предоставляется

6

Ребенок старше 24 лет (в том числе являющийся инвалидом I или II группы)

Вычет не предоставляется

Вычет не предоставляется


 

Категории налогоплательщиков, имеющих право на получение стандартного вычета в размере 3000. согласно пп.1 п.1 ст. 218 НК РФ

№ п/п

Категории налогоплательщиков

1

Лица, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

2

Лица, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

3

Лица, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

4

Лица, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС

5

Лица, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"

6

Лица, ставшие инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

7

Лиц, участвовавших  в испытаниях ядерного оружия в атмосфере  и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года

8

Лиц, участвовавших  в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия

9

Лиц, участвовавших  в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и  зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны

10

Лиц, участвовавших  в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года

11

Лица, участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ

12

Инвалиды Великой Отечественной войны

13

Инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц