Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:33, аттестационная работа
Целью данной аттестационной работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях;
- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, а также иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.
Введение
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам
о налоговых правонарушениях
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении
2.2. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении
2.3. Обеспечение исполнения решения
2.4. Порядок взыскания налоговых санкций
2.5. Обжалование решений налогового органа, принимаемым по
результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
Заключение
Библиография
Автор же придерживается несколько иного мнения по данному вопросу.
НК РФ в пп.2 п.1 ст.32 вменяет налоговым органам в обязанность осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, то есть осуществление налогового контроля (п.1 ст.82 НК РФ). Задача налогового контроля, возложена на налоговиков также в ст.ст.1, 6 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»15 (далее - Закон № 943-I), в п.п.1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе16 (далее - ФНС). Поскольку вышеназванными нормативными актами не установлены временные рамки для реализации налоговыми органами полномочий по осуществлению налогового контроля, логичным будет заключение, что надзор за соблюдением налогового законодательства есть постоянная, если так можно выразиться, ежедневная, задача органов ФНС. При этом с точки зрения автора, любые властные контролирующие действия заключаются в превентивном отслеживании полномочными органами степени соответствия поведения тех или иных лиц императивно установленным критериям и в выполнении определённых процедур в случае выявления несоблюдения требований закона со стороны контролируемых лиц. Поэтому выявление и предупреждение налоговых правонарушений являет собой повседневную функцию налоговых органов, осуществляемую независимо от того, существуют достаточные основания считать налогоплательщика (налогового агента или плательщика сбора) потенциальным нарушителем или нет.
В то же время нельзя не согласиться с Ерёминым О.В., выделившим ряд специфических черт производства по делам о налоговых правонарушениях:
- данная деятельность уполномоченных субъектов затрагивает общественные отношения, урегулированные нормами налогового права (согласно статье 2 НК РФ);
- названное производство осуществляется в строго определённом процессуальном порядке;
- каждая стадия производства завершается принятием специализированного процессуального налогового акта17.
На основании вышеизложенного можно назвать следующие признаки производства по делам о налоговых правонарушениях:
а) прежде всего, это деятельность, то есть активное, осознанное поведение ряда субъектов налогового права;
б) данная деятельность направлена на своевременное, правильное, объективное, полное рассмотрение каждого случая совершения налогового правонарушения и принятие надлежащего решения;
б) производство осуществляется (должно осуществляться) в строгом соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах;
в) к участникам производства по делам о налоговых правонарушениях относятся лица, имеющие возможность законным образом влиять на ход и результат процесса привлечения к налоговой ответственности (процессуальные лица), а именно: налоговые органы и их полномочные должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, налогоплательщики и (или) их представители, а также эксперт, переводчик, специалист.
Своевременность рассмотрения дела проистекает из принципа неотвратимости наказания и означает соблюдение предусмотренных законодательством о налогах и сборах процессуальных сроков. Неотвратимость наказания, в свою очередь, выполняет профилактическую функцию в отношении будущего поведения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).
Полнота и всесторонность рассмотрения и разрешения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах связаны с необходимостью учитывать до и во время разбирательства все обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения справедливого решения. Объективность же, в свою очередь, означает беспристрастное, непредвзятое обращение к участникам производства (привлекаемым лицам) и внимательное отношение к заявленным ходатайствам и обращениям.
С учётом вышеизложенного под производством по делам о налоговых правонарушениях следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые последними в пределах и порядке, определённых в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии налогоплательщика (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях
Как указал КС РФ18 в качестве правового механизма исполнения обязанности, закрепленной ст.57 Конституции РФ, обеспечения полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в НК РФ предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений (понятие налогового правонарушения, составы налоговых правонарушений, налоговые санкции, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.д. - п.2 ст.100, ст.ст.101, 106-142), с тем чтобы было гарантировано суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объёме соответствующие суммы - недоимку, пеню и штраф.
Таким образом, в основе производства по делам о налоговых правонарушениях лежит задача, имеющая первостепенное значение для общества, - это охрана финансовых интересов государства, ибо, удовлетворяя свои финансовые интересы, государство получает возможность проводить суверенную политику, направленную на улучшение жизни всего социума.
Производство по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, также как и любое другое производство, имеет задачу своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого налогового правонарушения, рассмотрения обстоятельств налоговых правонарушений и принятия по его результатам решений в строгом соответствии с НК РФ.
Как известно, правонарушителя пугает не тяжесть наказание за совершение деяния, запрещённого законом, но неотвратимость последнего. Эта аксиома обуславливает следующую задачу производства по делам о налоговых правонарушениях: изобличение нарушителей и обязательное привлечение к ответственности виновных.
Наибольшую же пользу государству и обществу приносит решение задач выявления причин и условий, способствовавших совершению нарушений законодательства о налогах и сборах, и предупреждения совершения таких нарушений в дальнейшем.
Несомненно, это требует специальных знаний, опыта, значительных трудозатрат, однако позволяет осуществлять реальную экономию материальных ресурсов, чем в ситуации ликвидации последствий противоправного поведения деликвента.
Одним из важнейших направлений работы налоговых органов в процессе разбирательства по делам о налоговых правонарушениях является воспитание граждан в духе неукоснительного соблюдения требований законодательства о налогах и сборах и укрепление законности в сфере налогообложения.
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях
В производстве по делам о налоговых правонарушениях участвуют, прежде всего, налоговые органы как субъекты, наделённые властными полномочиями, и лицо (лица), привлекаемое к ответственности на основаниях и в порядке, определённых в НК РФ: налогоплательщик - юридическое лицо, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, налогоплательщик - физическое лицо, налоговый агент, а также их представители (ст.26 НК РФ). Кроме того, поскольку факт нарушения законодательства о налогах и сборах требует надлежащего подтверждения, налоговое законодательство предусматривает участие и других лиц в процедуре привлечения к налоговой ответственности19. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые.
1.3.1 Налоговые органы.
Правовой статус налоговых органов определяется НК РФ и Законом № 943-I .
Согласно ст.2 НК РФ, Положению о ФНС единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС и её территориальных органов, деятельность которых регламентирована положениями о территориальных органах ФНС, утверждёнными приказом Минфина РФ от 09.08.2005г. № 101н20.
Статья 6 Закона № 943-I закрепляет задачи налоговых органов. К ним, в частности, относятся: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ, а также других обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; валютный контроль.
С целью выполнения поставленных перед ними задач налоговые органы наделены рядом процессуальных прав (ст.31 НК РФ). В производстве по делам о налоговых правонарушениях налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (ст.76 НК РФ) и с санкции прокурора налагать арест на имущество налогоплательщика (ст.77 НК РФ). Приостановление операций и арест имущества представляют собой способы обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов.
При осуществлении своих полномочий налоговые органы в том числе могут: проводить налоговые проверки; производить выемку документов; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений; осматривать помещения налогоплательщика, используемые для извлечения прибыли; проводить инвентаризацию; привлекать специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Обязанности налоговых органов также соответствуют поставленным перед ними задачам. В ст.32 НК РФ закреплена основная обязанность налоговых органов: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах. Однако налоговые органы не вправе пользоваться любыми методами для выполнения их главной задачи и обязанности: соблюдать законодательство о налогах и сборах, которое определяет границы осуществляемого ими контроля.
Перечень прав и обязанностей налоговых органов, в том числе процессуальных, не является исчерпывающим. Однако налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и исполняют обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, круг прав и обязанностей является ограниченным.
В соответствии со ст.35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за счёт средств федерального бюджета за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов. Такими неправомерными действиями могут быть, например, принятие незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, о приостановлении операций по счёту налогоплательщика. При этом объём возмещения вреда должен быть полным, то есть потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (например: постановления Федерального арбитражного суда (далее - ФАС) Дальневосточного округа от 17.09.2002г. № Ф03-А51/02-1/1846, ФАС Центрального округа от 22.11.2005г. № А64-1427/05-8, ФАС Поволжского округа от 04.05.2006г. № А57-6726/05-33)21.
1.3.2 Налогоплательщики
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
Под организациями в п.2 ст.11 НК РФ понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
В порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
К физическим лица НК РФ относит граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств в п.2 ст.11 НК РФ определяются как индивидуальные предприниматели, при этом последние, в случае не выполнения ими обязанности пройти в установленном порядке государственную регистрацию, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Права налогоплательщиков закреплены в ст.21 НК РФ. Перечень допустимых действий плательщиков налогов, приведённый в названной норме, не является исчерпывающим, законодатель прямо ссылается на существующую возможность налогоплательщика воспользоваться иными правами, гарантированными НК РФ, а также другими актами законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.21 НК РФ).
Права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых органов, поэтому их формулировки зачастую корреспондируют формулировкам обязанностей налогового органа. Например, налогоплательщик в силу пп.5 п.1 ст.21 НК РФ имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, являющийся обязанностью налоговиков (пп.7 п.1 ст.32 НК РФ). Также налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц (это право является основополагающим для производства по обжалованию актов и действий (бездействия) налоговых органов) и так далее.
Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях