Система налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

Налоговый механизм нашей республики в настоящее время находится как бы в промежуточном состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого косвенного государственного регулирования экономики.
Правильность выбранного Казахстаном курса стала, подтверждаться в период с 2000 года, когда страна вышла на орбиту устойчивого экономического роста, получая ежегодный прирост валового внутреннего продукта в 9-10%.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, принципы и роль налогообложения 5
2. Становление налогообложения 6
3. Налоги и налоговая система в РК 10
4. Проблемы и недостатки налоговой системы 19
5. Возможные пути совершенствования налогообложения в РК. 21
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

реф нал.пр..docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМ. С. АМАНЖОЛОВА

 

Кафедра Теории государства, политики и права

Специальность Юриспруденция

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: СИСТЕМА НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила студентка 2 курса на базе ВО

                                                                                                Кузьменко А.А.

                                                            Проверила Кумаргалиева А.Е.

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение. 3

1.  Сущность, принципы и роль налогообложения 5

2.  Становление  налогообложения 6

3. Налоги и налоговая система в РК 10

4. Проблемы и недостатки налоговой системы 19

5. Возможные пути совершенствования налогообложения в РК.  21

Заключение 27

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные  заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

При этом, возводя налоговую политику в  ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом  развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.

Следовательно, среди экономических инструментов государственного регулирования важное значение имеет налоговая система.

Механизм  налогообложения - один из самых сложных  в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим  методом государственного регулирования, от его эффективности зависит  успех социальной и экономической  политики.

Налоговый механизм нашей республики в настоящее  время находится как бы в промежуточном  состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого  косвенного государственного регулирования  экономики.

      Правильность выбранного Казахстаном  курса стала, подтверждаться в  период с  2000 года, когда страна  вышла на орбиту устойчивого  экономического роста, получая  ежегодный прирост валового внутреннего  продукта в 9-10%.

Достижение  высоких целей осуществимо при  мобилизации усилий всего казахстанского общества и повышения эффективности  функционирования всех действующих  институтов и механизмов рыночной экономики, среди которых ведущее место  занимает институт налоговых отношений

К тому же  2007 году  налоговый процесс резко  усилился, более модернизировался. К 2007 году были внесены изменения  в Налоговом Кодексе Республики Казахстан.

Ставка  на усиление налоговой политики оправдывается  стремлением преодолеть инфляцию и  дефицит государственного бюджета.

Однако  при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых  общих черт с экономическими кризисами  в западных странах кризис в экономике  Казахстана имеет существенные особенности.

Налоги  являются основным источником существования  государства и финансирования его  деятельности. Для этого государство  формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.

При этом по каждому налогу определяются его  плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется  также налоговая структура –  система специализированных налоговых  органов, наделенных мощными властными  полномочиями (особенно в части осуществления  налогового контроля).

Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых поступлений  в бюджет, а также выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные  налоговым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И РОЛЬ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

Любое государство  может существовать лишь тогда, когда  обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для  содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.

        Между тем, деньги являются  продуктом сферы материального  производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.

В силу этого  государство вынуждено искать их где-то на стороне.

Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация  денежных средств, необходимых для  обеспечения функционирования государства  и создание денежных фондов государства".

Добывает  себе государство денежные средства различными способами:

1) в одних  случаях оно использует метод,  основанный на добровольной передаче  денег от их собственника (владельца)  государству, в качестве классического  примера которого выступают государственные  займы (как внутренние, так и  внешние);

2) в других  случаях добывание денег происходит  путем  их принудительного  изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги.

Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и  пошлинами, являются, пожалуй, самым  древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный  финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».

А современные  ученые правильно, на наш взгляд, усматривают  в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и  мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли  тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин.

Налог –  это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:

Элементами  налога являются:

субъект налога;

объект  налога;

норма налога;

порядок уплаты налога;

льготы  по налогу.

        Тип государства, как и тип  экономики, может повлиять лишь  на механизм налогообложения,  позволив не проявляться фискальной  функции налогов столь очевидно  и столь откровенно.

 

2.  СТАНОВЛЕНИЕ  НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

Приходится  констатировать, что, несмотря на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по их поводу (как  экономического, так и правового  порядка), вопрос о понятии налога продолжает оставаться спорными, а  имеющиеся его определения не лишены, тех или иных недостатков.

        Налоги как установленные государством  обязательные индивидуально –  безвозмездные денежные платежи,  которые вносятся в бюджет  при наличии соответствующих  материальных предпосылок по  заранее предусмотренным ставкам  и в точно определенные сроки.

         Еще более лаконичное определение:  «Налог - это обязательный безвозмездный  платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком  в определенном размере и в  определенный срок».

        На основании изложенного материала,  представляется возможным дать  следующее. Налог - это установленный  государством в лице уполномоченного  органа, в одностороннем порядке  и в надлежащей правовой форме  обязательный денежный или натуральный  платеж в доход государства,  производимый в определенных  размерах, носящий безвозвратный,  безэквивалентный и стабильный характер".

        Рассмотрим теперь признаки налога.

Существуют  юридические и экономические  признаки налога.

К юридическим  признакам налога относятся:

1) установление  налога государством;

2) существование  налога, только в правовой форме;

3) установление  налога надлежащим органам и  актам, подлежащий   правовой  формы (признак законности налога);

4) принудительный  характер налога;

5)налог  является обязательным платежом;

6) уплата  налога является юридической  обязанностью;

7) порождения  налогом стабильных финансовых  обязательств;

8) правомерность  изъятия денег; 

9) обеспечение  уплаты налога мерами государственной  ответственности;

9) наличие  государственного контроля за уплатой налога.

К экономическим  признакам налога можно отнести  следующие:

налог выступает  в качестве платежа государству;

безвозвратность;

безэквивалентность;

стабильный  характер налоговых отношений;

наличие объекта обложения;

определенность  субъекта налога;

определенность  размера налога;

фиксированность сроков уплаты;

налог является доходом государства;

смена формы  собственности при уплате налога.

Субъект налога – это лицо, на котором  лежит юридическая обязанность  уплатить налог в размере, порядке  и сроки, предусмотренные его  налоговым обязательством.

В юридическом  плане субъект налога выступает  налогоплательщиком, который является стороной материального налогового правоотношения и возникающего на его  основе налогового обязательства.

Объект  налога – это юридический факт, с помощью  которого юридическое  законодательство обуславливает наличие  налогового обязательства.

Понятие «объект налога» тесно связано  с понятием «предмет налога».

Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

С объектом обложения тесно связанное употребляемое  на практике понятие «налоговая база». Налоговая база – исходная величина, к которой будет применена  ставка налогообложения с тем, чтобы  определить сумму налога.

Понятие «источник налога» выражает те денежные средства, за счет которых налогоплательщик проплатит налог.

Предмет налогового платежа означает то, что  подлежит передаче государству в  процессе уплаты налога (при денежных налогах это какая-то сумма денег, при натуральных налогах –  какие-то материальные ценности, выражаясь  юридическим языком – вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в  тоннах, кубометрах и т.п.).

Единица налогообложения – это единица  измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая  база (например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает  1 га земельного участка). Там, где применяется масштаб налога, единица налогообложения совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения выступает 1 киловатт).

Норма налога – установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев размер налога является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.

Информация о работе Система налогового права