Система налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

Налоговый механизм нашей республики в настоящее время находится как бы в промежуточном состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого косвенного государственного регулирования экономики.
Правильность выбранного Казахстаном курса стала, подтверждаться в период с 2000 года, когда страна вышла на орбиту устойчивого экономического роста, получая ежегодный прирост валового внутреннего продукта в 9-10%.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, принципы и роль налогообложения 5
2. Становление налогообложения 6
3. Налоги и налоговая система в РК 10
4. Проблемы и недостатки налоговой системы 19
5. Возможные пути совершенствования налогообложения в РК. 21
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

реф нал.пр..docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

Ставка  налогообложения – размер налога на единицу налогообложения.

Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит  сумму налогового платежа.

Метод налогообложения  – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой  базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной  сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением  ставки налогообложения. Равное налогообложение  наиболее отчетливо проявляется  при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место  при уплате предпринимателями индивидуального  налога путем выкупа патента –  стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской  деятельности. Ставки налогообложения  могут быть:

в твердой  денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);

процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;

прогрессивные – ставка.

При простой  поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается  налог в виде оклада в абсолютной сумме.

Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога –  достаточно определиться со своим налоговым  разрядом, как эта сумма будет  известна. Неудобством – скачкообразность размера налога, что приводит к  неравномерности налогообложения.

Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся  в прошлом, в настоящее время  не используется.

При простой  относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего  разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

Такой метод  налогообложения применяется в  Казахстане при расчете размера  налога на сверхприбыль недропользователей.

Удобством такого метода выступает относительная  простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы  прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита  на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда  к высшему. Однако  на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.

В Казахстане такой метод применяется при  подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный  налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует  своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара.

Ставки  налоги является элементом определяющим предел вмешательства государства  в отношении собственности, а  точнее – размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных  нужд и потребностей собственности  частного лица или предприятия.

Необходимо  подчеркнуть, что значение налогов  как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или государственной  собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими  экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при  его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла  бы быть выражена в деньгах; в силу этого, во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне и, проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.

 

  1. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК

 

Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект  налога - это доходы, стоимость отдельных  товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами,  имущество юридических и физических  лиц и другие объекты, установленные  законодательными актами;

2) субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

3) источник  налога - т.е. доход, из которого  выплачивается налог;

4) ставка  налога - величина налога с единицы  объекта налога;

5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

 

В Республики Казахстан действуют налоги и  другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым  Кодексом.

Налоги  подразделяются прямые и косвенные. Обьектом прямого налога служат доход и капитал. Это: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п. Обьектом косвенного налога является товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по обьему прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться. Например, при покупке книги покупатель вынужден оплачивать ее с учетом налога на добавленную стоимость, а если вы помыли автомашину на автостоянке и владелец автомашины заплатил вам за это, то вы можете уклониться от прямого налога и забрать всю выручку себе.

Суммы налогов  и других обязательных платежей  поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном Бюджетным  кодексом Республики Казахстан и  законодательством о республиканском  бюджете на соответствующий год.

Согласно  налогового Кодекса Казахстана существуют следующие налоги :

1) Корпоративный  подоходный налог.

2) Индивидуальный  подходный налог.

3) Налог  на добавленную стоимость.

4) Акцизы.

4.1) Рентный  налог на экспортируемую сырую  нефть, газовый конденсат.

5)  Налоги  на специальные платежи недропользователей.

6)  Социальный  налог.

7)  Земельный  налог.

8)  Налог  на транспортные средства.

9)  Налог  на имущество.

Сборы

1) Сбор  за государственную регистрацию  юридических лиц и учетную  регистрацию филиалов и представительств.

2) Сбор за государственную регистрацию  индивидуальных предпринимателей.

3) Сбор за государственную регистрацию  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. 

3.1) Сбор за государственную регистрацию  залога движимого имущества и  ипотеки судна или строящегося  судна. 

4) Сбор за государственную регистрацию  радиоэлектронных средств и высокочастотных  устройств. 

5) Сбор за государственную регистрацию  транспортных средств. 

6) Сбор за государственную регистрацию  лекарственных средств. 

7) Сбор за государственную регистрацию  прав на произведения и объекты  смежных прав, лицензионных договоров  на использование произведений  и объектов смежных прав.

8) Сбор за проезд автотранспортных  средств по территории Республики  Казахстан. 

9) Сбор  за постановку на учет средства  массовой информации.

10) Сбор с аукционов. 

11) Лицензионный сбор за право  занятия отдельными видами деятельности.

12) Сбор за выдачу разрешения  на использование радиочастотного  спектра телевизионным и радиовещательным  организациям.

Платы

1) Плата  за пользование земельными участками. 

2) Плата за пользование водными  ресурсами поверхностных источников.

3) Плата за эмиссии в окружающую  среду. 

4) Плата за пользование животным  миром. 

5) Плата за лесные пользования. 

6) Плата за использование особо  охраняемых природных территорий.

7) Плата за использование радиочастотного  спектра. 

7.1) Плата за предоставление междугородной  и (или) международной телефонной  связи. 

8) Плата за пользование судоходными  водными путями.

9) Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина 

 

Таможенные платежи 

1) Таможенная пошлина.

2) Таможенные сборы.

3) Плата за предварительное решение. 

4) Сборы

Корпоративный подоходный налог (КПН).

Плательщиками КПН являются юридические лица-резиденты (ТОО, АО, Банки 2 уровня), а также юридические  лица нерезиденты, осуществляющие свою деятельность в РК. Не являются плательщиками  Национальный Банк РК и государственные  учреждения.

Объекты обложения КПН являются налогооблагаемый доход, доход облагаемый у источника  выплаты, а также чистый доход  юридического лица- нерезидента.

   Основная ставка КПН 30 %. По  ставке 10 % облагаются доходы налогоплательщиков, для которых земля является  основным средством производства.  Доходы облагаемые у источника выплаты облагаются по ставке 15 %.

  Не  позднее 20 числа текущего месяца  налогоплательщики обязаны вносить  бюджет авансовые платежи по  КПН.

Налогоплательщик  окончательно уплачивает КПН по итогам налогового периода не позднее 10 рабочих  дней после срока установленного для сдачи декларации. (31 марта).

 

Индивидуальный подходный налог (ИПН).

 Плательщиками   ИПН являются физические лица  имеющие объекты налогообложения.  Объектами налогообложения являются  доходы облагаемого у источника  выплаты, а также необлагаемые  у источников выплаты. Не подлежат  налогообложению ИПН различными  видами доходов согласно статьи 144 Налогового Кодекса РК. В основном это доходы социального характера (пособия, компенсации, алименты) выплачиваемые за счет государственного бюджета.

  Согласно  изменениям внесенных Налоговой  Кодекс ставка ИПН на доходы  у источников выплаты также  на вознаграждения облагаются  по ставке 10%. Доходы в виде  дивидендов облагаются по ставке 5%.

 Уплата  ИПН осуществляется налогоплательщиком  самостоятельно не позднее 10 рабочих  дней после срока установленного  для сдачи декларации ИПН (31 марта).

  

Налог на добавленную стоимость (НДС) 

 НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Объектом НДС являются облагаемый оборот, облагаемый импорт. 
Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения. 
Размер облагаемого НДС оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС: - обороты по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан (далее - Налоговый кодекс); - реализация и (или) аренда зданий и помещений; 
          - предоставление права владения и пользования землей;

- финансовые  услуги, за исключением сейфовых  операций, пересылки банкнот, монет  и ценностей, а также услуги  по хранению ценных бумаг;

 - передача имущества в финансовый лизинг;

- обороты  по реализации услуг, осуществляемые  некоммерческими организациями;

Информация о работе Система налогового права