Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи курсовой работы:
–изучить теоретические и практические аспекты налогового контроля;
–выявить основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………5
1.1 Сущность налогового контроля…………………………………………………...5
1.2 Проблемы при осуществление камеральных налоговых проверок……………..8
1.3 Проблемы при осуществление выездных налоговых проверок……………….13
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….......26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27

Вложенные файлы: 1 файл

problemy_i_povyshenie_effektivnosti_provedenia_n.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ………………………………………5

1.1 Сущность налогового контроля…………………………………………………...5

1.2 Проблемы  при осуществление камеральных  налоговых проверок……………..8

1.3 Проблемы при осуществление  выездных налоговых проверок……………….13

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….......26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависит благополучие и экономическая безопасность государства.

Укрепление  рыночных основ хозяйствования потребовало  решения налоговых задач налогового контроля, к числу которых следует  отнести необходимость правовой обоснованности и экономической целесообразности контрольных действий, их предопределенность постепенным сближением финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Это обусловило необходимость формирование новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств.

На значимость налогового контроля, поиск наиболее оптимальных способов его организации  и повышения результативности обращается внимание в официальных документах, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации.

Однако  в современной России организация  и проведение налогового контроля сталкивается с множеством проблем, обусловленных различными причинами: не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией о налогоплательщиках; не получила широкого распространения применение современных методов передачи данных по телекоммуникационным каналам связи; сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок и др.

Данные  проблемы характерны как для федерального, так и для регионального уровня власти.

В этих условиях налоговый контроль всё еще  не стал эффективным инструментом государственного управления экономикой и налогового администрирования. Поэтому поиск  направлений повышения его результативности остается актуальной и остро востребованной проблемой не только для теоретических  исследований, но и для хозяйственной  практики.

Объектом исследования курсовой работы являются налоговый контроль.  Предмет исследования – совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля.

Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи курсовой работы:

–изучить теоретические  и практические аспекты налогового контроля;

–выявить основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.  

 

 

         

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ        

 ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

    1. Сущность налогового контроля

Налоговый контроль – это проверка по выполнению хозяйствующими субъектами и физическими  лицами своих обязательств перед  государством.

Цели  и задачи являются одним из важнейших  структурных характеристик налогово-контрольной  деятельности. Цель налогового контроля производна от цели всего государственного финансового контроля, в качестве которой выступает обеспечение  законности и эффективности финансовой деятельности государства. Основной целью налогового контроля является обеспечение законности и эффективности налогообложения

С помощью  налогового контроля государство следит за тем, чтобы все субъекты налоговых  отношений неуклонно соблюдали  законодательство о налогах и  сборах.

Кроме того, налоговый контроль направлен на то, чтобы налоги и сборы, подлежащие уплате, своевременно и в полном объеме поступали в бюджетные  и внебюджетные фонды. Само осуществление  налогового контроля обусловлено контрольной  функцией финансов.

Налогово-контрольная  деятельность призвана решить широкий  круг задач, зависящих от проводимой государственной политики:

- обеспечение  экономической безопасности государства  при формировании публичных централизованных  и децентрализованных фондов  денежных средств; 

- обеспечение  надлежащего контроля за формированием  государственных доходов и рациональным  их использованием;

- улучшения  взаимодействия и координации  деятельности контрольных органов  в РФ;

- проверки  выполнения финансовых обязательств  перед государством и муниципальными  образованьями со стороны организаций  и физических лиц; 

- проверки  целевого использования налоговых  льгот; 

- пресечение  и профилактика правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль можно рассматривать в  организационном, методическом и техническом  аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления  контрольных действий; третий –  совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимосвязи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых  обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Субъектами налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы, полиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

Субъекты  налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных  и местных органов власти, направленных на организацию и становление  рыночных отношений (например, некоторые  вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры  банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской  деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых  органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и  не уплачивают налоги и др.).

Налоговые отношения возникают у государства  в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения –  юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести  к субъектам налогового контроля.

В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно  носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует  о степени его воздействия  на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Таким образом, налоговый контроль имеет цель обнаружения  нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере  налогов и сборов, принятие необходимых  корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а  также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в  дальнейшем. 

 

    1. Проблемы при осуществлении камеральных налоговых проверок

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная  российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется  много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по налогам  и сборам, исправно и в полном объёме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов  и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

Результаты экспертных опросов  налогоплательщиков и работников контролирующих органов, позволили определить основные причины уклонения от уплаты налогов. В ходе опроса мнения налогоплательщиков сложились следующим образом:

-если не будешь уклоняться, то  прибыльную деятельность осуществлять  просто не сможешь (69,9 % опрошенных);

-налогоплательщики не желают  отдавать свои деньги, не видя  реальной отдачи от государства  (65,9 %);

-никто не желает ухудшать  свое материальное положение  (32,9 %);

-наличие законодательных пробелов  и организационных нестыковок (32,9%);

-сложность налогового законодательства (23, 6%);

-налогоплательщики не желают  афишировать своё имущественное  положение, когда кругом разгул  преступности (16,5%).

Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и  сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального  положения). Решением этой проблемы может  стать определение и применение оптимального размера налоговой  нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности  государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние  налогоплательщика.

Следующими, по значимости, причинами  ухода налогоплательщиков от налогообложения  являются несовершенство и сложность  налогового законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок  осуществления налоговых проверок является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции  на основе налоговых деклараций и  документов, представленных организацией, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности фирмы. Камеральная  налоговая проверка проводится в  отношение всех организаций. Но при  этом она скрыта от глаз проверяемого и проходит в недрах самой инспекции. Особенностью камеральной налоговой проверки является, то что инспекторы проверяют именно те бумаги, которые представила сама фирма.

Для проведения камеральной налоговой  проверки не требуется  какого-либо специального разрешения руководителя налоговой инспекции. Основной целью  камеральной проверки является выявление  ошибок, допущенных при заполнение налоговой декларации.

Информация о работе Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля