Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи курсовой работы:
–изучить теоретические и практические аспекты налогового контроля;
–выявить основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………5
1.1 Сущность налогового контроля…………………………………………………...5
1.2 Проблемы при осуществление камеральных налоговых проверок……………..8
1.3 Проблемы при осуществление выездных налоговых проверок……………….13
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….......26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27

Вложенные файлы: 1 файл

problemy_i_povyshenie_effektivnosti_provedenia_n.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

В чем  смысл таких «изменений» Во-первых, налоговики посчитали, что истребование документов и ознакомление с оригиналами документов — это разные процедуры. Истребование документов производится на основании требования о представлении документов, а знакомиться с оригиналами документов налоговые органы могут и без требования. А если налоговый орган выставляет не требование, а другой документ, например уведомление, то и гарантий, предусмотренных НК, у налогоплательщика нет, ведь Налоговый кодекс говорит только о требовании на представление документов.

Так, налоговики считают, что минимально гарантированный  срок на представление документов —  десять рабочих дней — при выставлении  уведомления на ознакомление с оригиналами  документов не распространяется, поскольку он предусмотрен только для исполнения требования. Тот факт, что Налоговый кодекс вообще не упоминает уведомление на ознакомление с оригиналами и не дает проверяющим каких-либо прав на самостоятельное установление сроков на представление оригиналов документов, налоговиков не смущает. Один из юристов инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в суде по этому вопросу заявил, что таким образом налоговые органы просто «устраняют пробелы в налоговом законодательстве».

Во-вторых, налоговые органы «позабыли» о запрете  на повторное истребование документов, ранее представленных налогоплательщиком при проведении контрольных мероприятий. Фактически после «изобретения» уведомления на ознакомление с оригиналами документов налоговые проверки стали проводиться не на основании копий, а на основании оригиналов документов организаций. Ранее полученные копии документов налоговые органы предпочитают не возить с собой на налоговые проверки, истребуя оригиналы. Так что одни и те же оригиналы истребуются проверяющими по несколько раз за одну проверку.

При этом налоговый орган достаточно жестко настаивает на выполнении всех своих  требований. Например, организация получает уведомление об ознакомлении с оригиналами документов со сроками исполнения два рабочих дня. В таком документе запрашиваются оригиналы договоров по сотне контрагентов, а также все регистры налогового учета. Очевидно, что за два дня не только собрать по разным подразделениям, но даже описать все запрошенные документы невозможно. Однако через два дня налогоплательщик уже получает акт о противодействии проведению налоговой проверки и предписание об устранении нарушения. После этого руководитель организации (главный бухгалтер) через два-три дня получает протокол об административном правонарушении по ст. 15.6 КоАП, а в некоторых случаях и по ст. 19.5 КоАП (максимальная мера ответственности — дисквалификация руководителя), даже если документы представляются, как говорится, полным ходом.

В итоге  с момента запроса оригиналов документов прошла половина гарантированного законом десятидневного срока, а  у организации уже на руках  акт о противодействии проведению налоговой проверки, два протокола  об административном правонарушении в  отношении руководителя (или главного бухгалтера) и дело в суде о привлечении  к административной ответственности  за совершенное административное правонарушение. Примечательно, что такое дело будет рассматривать мировой судья, не имеющий специализации в сфере налогового законодательства.

Получается, что налоговикам достаточно только поменять название документа, и все  гарантии, так долго и сложно пробивавшие  себе дорогу в Налоговый кодекс путем  непростых переговоров и компромиссов между властью и бизнесом, уже  не действуют. Одно-единственное письмо ФНС с утверждением непредусмотренных  НК РФ и, заметьте, рекомендуемых форм документов — и налоговый «террор» в отношении налогоплательщика  снова начал набирать силу. Единственный способ защиты — арбитражный суд. Чем больше налогоплательщики будут  оспаривать незаконные действия проверяющих, тем меньше у отдельных должностных лиц налоговых органов будет возможностей злоупотреблять теми широкими властными полномочиями, которые им предоставлены для обеспечения собираемости налогов, а вовсе не для того, чтобы угнетать и без того подкошенный кризисом бизнес. 

 

 

  

 

 

 

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ  ЭФФЕКТИВНОГО 

ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Потребность обеспечения устойчивых бюджетных доходов, соблюдения налоговой  дисциплины как условия качественного  выполнения физическими и юридическими лицами своих налоговых обязательств перед государством обусловили формирование нового направления государственного финансового контроля – налогового контроля.

Являясь одной из основных функций  власти, налоговый контроль составляет важнейший институт налогового законодательства. Поэтому трудно переоценить значение рационально организованной и эффективно действующей системы органов  налогового контроля.

При этом государство обязано создать  все необходимые условия для  надлежащего выполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) своих обязанностей. Современный этап  социально- экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогово – обязанных лиц уплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов различных уровней.

Налоговая  реформа в России в настоящее время вышла на завершающий этап. Сначала приводили  в порядок величину налоговых ставок, учитывая выгоды  бизнеса и государства. Вторым этапом налоговой реформы стало закрытие тех законодательных брешей, благодаря которым компании могли легально минимизировать свои налоги, увеличивая собственную прибыль, но лишая при этом бюджет значительной части дохода. Теперь перед фискальной службой стоит новая задача – повысить собираемость налогов. Именно поэтому центр тяжести фискальной реформы переносится сегодня на налоговое администрирование, т.е. умение собрать до копейки начисленные налоги.

Становление налогового контроля на протяжение нескольких лет в трудных  условиях, вызванных в первую очередь  нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации работы налоговых инспекции, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой  системе и др. Это накладывает  определенный отпечаток на организацию  и действенность налогового контроля. Однако уже можно сделать некоторые  выводы относительно значения контроля за поступлением налогов, его влияние  на сферы экономики  и общества, а также показать необходимость  его дальнейшего совершенствования.

Основными направлениями по повышению  эффективности налогового контроля является:

– совершенствование всей налоговой  системы, которое сказывается на результатах работы налоговых органов;

– реформирование системы налогового администрирования;

– непосредственное совершенствование  налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций;

– улучшение материально – технического и кадрового обеспечения налоговых  органов, усиление информационно разъяснительной  работы с налогоплательщиками и  повышение налоговой культуры населения.

Основными задачами совершенствования  системы налогового контроля целесообразно  обозначить, с одной стороны, создание необременительных условий уплаты  налогов для бизнеса, в том  числе за счет упорядочения налоговых проверок, а с другой пресечения имеющейся практики уклонения от налогообложения посредством использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах. В связи с изложенным представляется необходимым:

– установить в качестве основной задачи проведение налоговых проверок проверку полноты и своевременности  исчисления, удержания и уплаты налогов;

–  законодательно разграничить формы  и методы налогового контроля. В  качестве форм налогового контроля следует  обозначить учёт налогоплательщиков и налоговые проверки. К методам отнести получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверку данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

– конкретизировать объем и состав информации, получаемой в рамках истребования документов в ходе проверки, поэтому  в НК РФ необходимо указать, что налоговый  орган имеет право истребовать  только документы содержащие необходимую  для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика в рамках осуществляемой  налоговой проверки, а также информацию относительно конкретной сделки. Представляется, что решить эту проблему можно путем установления в ст. 93 НК РФ перечня документов, который вправе истребовать налоговый орган (к таким документам следует отнести счета–фактуры; акты выполненных работ; книгу покупок; реестр сведений о доходах физических лиц; договоры, заключенные с контрагентами; расчетно-платежные документы; документы подтверждающие уплату сумм НДС в бюджет; приказ об учётной политике и декларации по НДС);

–  разграничить субъектов налоговых  правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в Налоговом  кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Нецелесообразно выделение в качестве субъектов административных нарушений законодательства о налогах и сборах физических ли, по причине того, что ответственность этих лиц установлена в НК РФ.

– ввести запрет на предоставление уточненной деклараций по истечение срока уплаты налога, а также на момент проведения налоговой проверки.

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов  является наличие действенной системы  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей  возможность выбрать наиболее оптимальное направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

Следует сказать, что определенные шаги в направлении совершенствования  мер налогово – контрольной деятельности государства уже сделаны. В целях обеспечения системного подхода к отбору  объектов для выездных налоговых проверок разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В Концепции предусмотрен специальный алгоритм, основанный на всестороннем анализе информации, который располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений.

Мероприятия по налоговому контролю должны быть построены и проводиться  в соответствие с принципом экономии налогообложения, а это означает, что затраты на проведение контрольных  мероприятий не должны превышать доходы от этой деятельности.

Такой подход к  организации налоговых проверок позволит не только  максимально сэкономить  время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех сфер финансово-хозяйственной деятельности, в которых вряд ли допущены нарушения, но и рационально спланировать план действий проверяющих.

Необходимо также повысить защищенность налогоплательщиков от неправомерных  действий налоговых органов и прекратить практику избирательного применения налоговых норм. Но самое главное,  не следует забывать, что помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций налоги должны выполнять еще и важную социальную роль. Они связывают общество и государство. По сути, каждый из нас зависит от налоговой политики, которая проводится в стране.

Российская налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между  налогоплательщиком, налоговыми органами и государством. С учетом зарубежного  опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно–консультативная структура. Работа с налогоплательщиками станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиком. Поэтому при выработке новых концепций налоговой политике следует предусмотреть дальнейшее развитие налоговых консультаций и общественных связей.

Другой важной проблемой повышения  эффективности налогового контроля является отсутствие культуры уплаты налогов. При наличии такой культуры хозяйствующие субъекты и население  должны были бы рассматривать уплату налогов как строгую обязанность, отступление от которой от которой  вызывало бы серьезные негативные последствия. Одной из важных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения  налоговой культуры, формирование общественного  мнения на изменение менталитета  налогоплательщика. Честный налогоплательщик–хороший гражданин, а уклоняющийся от уплаты налогов–нарушитель, который не может пользоваться хорошей репутацией.

Следует отметить, что недостаточный  уровень правовой грамотности, несоблюдения законодательства наносят ощутимый самому населению, в том числе  и материальный. Поэтому широкая  пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной  частью общегосударственной программы  повышения правовой культуры населения  России.

Поэтому в целях полного и  своевременного информирования населения  по вопросам налогообложения, оказания консультативной помощи налогоплательщикам представляется необходимым:

Информация о работе Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля