Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства по теме исследования и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.
Обязанности налогового агента установлены в следующих случаях:
7. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ). Арест имущества — способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности плательщика-организации в отношении его имущества. Арест производится в случае неисполнения плательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест имущества может быть полным или частичным. При полном аресте имущества производится такое ограничение прав плательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест предполагает такое ограничение прав плательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
8. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика, налогового агента необходимые для проверки документы.
Кроме того, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности плательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого плательщика (встречные проверки). Таким образом, налоговики могут запрашивать дополнительную информацию в ходе выездных, камеральных и встречных налоговых проверок.
Если плательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами налогового законодательства, то он будет оштрафован в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Если плательщик откажется предоставить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от их предоставления либо предоставит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5000 руб.
9. Ответственность свидетеля налогового правонарушения(ст. 128 НК РФ). Налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных причин.
При этом под уважительными причинами, как правило, понимаются: болезнь, препятствующая явке; необходимость ухода за больным членом семьи и т.д.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1000 руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 руб.
10. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ). Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты. Эксперт — организация или физическое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле. Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела. Переводчик — не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица.
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы. Других законных причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении проверки не предусмотрено.
11. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). Плательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 НК РФ применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, ст. 362 НК РФ закрепляет обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Статья 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5000 руб.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что анализируя различные подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений. К первой относятся те из них, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов. Ко второй – те, которые непосредственно связаны с деятельностью налоговых органов.
Конкретные
составы налоговых правонарушений и ответственность
за их совершение предусмотрены в гл. 16
НК РФ. При этом следует отметить, что статьями
данной главы НК РФ предусматривается
ответственность как за чисто налоговые
правонарушения, посягающие на законодательно
установленный порядок поступления налоговых
доходов в бюджет, так и за правонарушения,
хотя и «неналоговые» по своей сути, но
так или иначе затрагивающие нормы законодательства
о налогах и сборах. Налоговым кодексом
законодательно закреплено 11 налоговых
правонарушений, за каждое из которых
предусмотрена ответственность в виде
налоговых санкций – штрафов.
1.3
Характеристика субъектов
налоговой ответственности
Субъектом
налоговой ответственности (лицом,
совершившим налоговое
Налоговая
ответственность
Проанализировав положения Налогового Кодекса, можно выделить следующие субъекты налоговой ответственности:
Фраза
“иные лица” закрепляет открытый
перечень субъектов налоговой
Статьей 83 Налогового Кодекса РФ на организацию, в состав которой входят филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, возложена обязанность встать на учет в качестве налогоплательщика не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В связи с этим при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе необходимо исходить из того, что к организации может быть применена ответственность по каждому такому нарушению, совершенному как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, а также соответствующего имущества.
Если говорить о физических лицах-налогоплательщиках, то Налоговый Кодекс РФ устанавливает возраст, с которого физическое лицо может быть субъектом налоговой ответственности. Часть 2 статьи 107 предусматривает налоговую ответственность с шестнадцатилетнего возраста. Это правило означает, что если физическое лицо совершило налоговое правонарушение до достижения им возраста шестнадцати лет, то оно в любом случае не может быть привлечено к налоговой ответственности. При этом необходимо отметить, что Налоговый Кодекс РФ не решает в полной мере вопрос так называемой налоговой правоспособности и дееспособности. Представляется, что иметь налоговые права и нести налоговые обязанности возникает у физических лиц в момент рождения и прекращается со смертью. А вот способность физического лица создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их (налоговая дееспособность) ограничена гражданской дееспособностью. А следовательно, ограничена гражданской дееспособностью и налоговая деликтоспособность (способность нести ответственность за налоговые правонарушения).
Так в соответствии со статьей 21 Гражданского Кодекса РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (18 лет). В то же время гражданским правом установлена ограниченная дееспособность для несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет (статья 26 Гражданского Кодекса РФ), а также такой институт как эмансипация совершеннолетнего, достигшего 16 лет (статья 27 Гражданского Кодекса РФ), если он состоит в трудовых отношениях (является стороной трудового договора) или занимается предпринимательской деятельностью.
Таким образом можно сделать вывод о том что, налоговая дееспособность является вторичной по отношению к гражданской и трудовой дееспособности. У конкретного физического лица налоговая дееспособность объективно может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую или трудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда способно приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права, когда оно способно приобрести объекты налогообложения, т.е. имущество, доходы и т.д. В связи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговая дееспособность физического лица, производен от возраста наступления гражданской и трудовой дееспособности.
Следовательно, при привлечении лица, достигшего 16 лет, но не достигшего 18 лет, необходимо учитывать, обладал ли он на момент совершения налогового правонарушения гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения налоговых обязанностей (например, мог ли он распоряжаться денежными средствами в той мере, в какой это необходимо для уплаты налогов).
Подводя
итог, можно сделать вывод, что
субъектом налогового правонарушения
– это лицо, совершившее правонарушения
и способное понести за них налоговую
ответственность. Для того, чтобы быть
признанным субъектом налогового правонарушения,
лицо должно удовлетворять совокупности
обязательных признаков, указанных в ст.
107 НК РФ. Субъекта налогового правонарушения
характеризуют свойства, позволяющие
применить меры ответственности. Эти свойства
различны для физических и юридических
лиц. Так, признак достижения лицом установленного
законом возраста свойствен только физическим
лицам. Поэтому для четкого установления
характеристик субъектов нарушений налогового
законодательства прежде всего выделяют
группы субъектов: физические лица и юридические
лица.
2. Анализ проблем применения налогового законодательства
2.1
Практика применения
налогового законодательства
Информация о работе Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам