Теоретические подходы к таможенному налогообложению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:21, реферат

Краткое описание

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей
участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к таможенному налогообложению 5
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Instituty_administrativnogo_i_tamozhennogo_prava.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей 
участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.

Таможенную систему  необходимо понимать как экономическое  явление, которое изменяется и развивается  вместе с развитием общества. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи.

Институт таможенных платежей используется в таможенном деле в целях гарантирования своевременного и полного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, а также предотвращения возможного ущерба от их несвоевременного или неполного поступления.

Опыт развитых стран  свидетельствует о том, что эффективная  система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль 
таможенных платежей в экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до 
сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины 
таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.

Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей - следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.

Также, в связи со вступлением  в силу Таможенного кодекса Таможенного союза появился ряд проблем, касающихся вопросов определения таможенных платежей, порядка их уплаты, распределения и другие.

Структура дипломной  работы обусловлена ее целью и  задачами. дипломная работа состоит  из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1. Теоретические подходы к таможенному налогообложению

 

 

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу.

Существовавшая с СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов. 

В условиях экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия при  формировании бюджетных доходов  государство было вынуждено обратить особое внимание на сферы деятельности, в наименьшей степени затронутые кризисом и контроль за уплатой налогов и сборов в которых можно было организовать и проводить в экономических и правовых условиях, адекватных сложившейся ситуации. Одной из таких сфер стала внешняя торговля товарами. И результатом этого стало формирование особой системы регулирования таможенных платежей, существенно отличающейся от законодательства о налогах и сборах.

Финансово-экономический  кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой — направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

В соответствии с главой 9, ст.70 Таможенного кодекса Таможенного  союза к таможенным платежам стало  относиться только пять видов:

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый  (взимаемые) при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного  союза;

5) таможенные сборы.

Таким образом, в новой  классификации таможенных платежей происходит:

  • конкретизация таможенной пошлины (ввозная и вывозная), НДС и акциза, по которым уточняется, что они взимаются только при ввозе товаров
  • объединение различных видов таможенных сборов в единое понятие «таможенные сборы»;
  • деление таможенных платежей на три группы: таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы.1

Товары, перемещаемые через  таможенную границу РФ, подлежат обложению  таможенными пошлинами в соответствии с Законом «О таможенном тарифе»  от 21 мая 1993 года N 5003-1 (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013).2

Применение НДС и акциза к  товарам, ввозимым на территорию РФ, осуществляется в соответствии с НК РФ.

Впервые в таможенном законодательстве определяется момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.

В соответствии с ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются в государстве – члене Таможенного  союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением  товаров, выпущенных в таможенной процедуре  таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае же если возникает  обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру  таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Таможенные пошлины  уплачиваются в валюте государства  – члена  Таможенного союза, в котором подлежат уплате.

Уплаченные суммы ввозных  таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами  – членами Таможенного союза  в порядке, установленном международным  договором государств – членов  Таможенного союза.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным Кодексом или законодательством государств – членов  Таможенного союза.

Размер таможенных сборов не может превышать примерной  стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата и взыскания, а также  случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов  Таможенного союза.

К перечню таможенных платежей не отнесены специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, устанавливаются  в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза и взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

По своему характеру  таможенные пошлины и сборы полностью  соответствуют определениям «налог» и «сбор», приведенным в первой части НК РФ (ст. 8).

Указанным платежам присущи  большинство элементов налогообложения, которые должны быть определены в  силу ст. 17 НК РФ.

Единственным элементом, который отсутствует у таможенных пошлин и сборов, является налоговый период. Его отсутствие обусловлено спецификой элемента «порядок и сроки уплаты», связанной с особенностями таможенного налогообложения в России в части сроков уплаты таможенных платежей.

Интересным и спорным  является вопрос, касающийся сущности таможенных платежей и налогов. Что их объединяет? Можно ли таможенные платежи отнести к налогам, какие признаки их объединяют, или они настолько не схожи между собой, что не могут быть поименованы одним терминам.

В новом ТК ТС «таможенные  платежи», «таможенная пошлина» изъяты из основных понятий, используемых данным Кодексом. Вместо них дается определение понятий «налоги» и «внутренние налоги». К первым относятся налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Ко вторым - НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

О.Ю. Бакаева дает следующую  характеристику таможенным платежам: «...таможенные платежи установлены  государством, более того, они (так же, как и другие обязательные платежи) являются его необходимым атрибутом. Ни одно государство не сможет осуществлять свои функции, не обеспечив их финансовым наполнением... Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они наряду с другими обязательными платежами являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства»3.

Итак, представляется, что  к таможенным платежам относятся  следующие категории обязательных взносов: «пошлина», «налог», «сбор». Такое  многообразие предусмотренных таможенным законодательством обязательных платежей не согласуется с нормами законодательства о налогах и сборах, которое оперирует двумя категориями: «налог» и «сбор».

Н.И. Химичева выделяет группу платежей (государственная и таможенная пошлины, различные сборы), отличие  которых от налогов состоит в  том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплатить возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой4.

Наиболее развернутым  представляется предложенное О.Ю. Бакаевой следующее определение таможенных платежей. Под ними понимаются обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ5.

В случае несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов возможно недополучение казной таможенных доходов. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК ТС отдельную главу (гл. 12, ст. 85 - 88), в отличие от ТК РФ 1993 г., в котором обеспечению уплаты таможенных платежей была посвящена всего лишь одна статья (ст. 122). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Таможенные платежи в системе доходов федерального бюджета

 

 

В современных условиях перед таможенными органами стоит  непростая задача. С одной стороны, основная их функция - создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, а с другой - плановые показатели доходов в бюджет из года в год не снижаются. Деятельность таможенных органов оценивается именно объемом доходов, перечисляемых ими в бюджет. Такой подход, как справедливо отмечает А.В. Авдонин, создает «ошибочную иллюзию зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности только от качества работы таможенных органов7. В действительности же таможенная служба может обеспечить только полноту взимаемости этих доходов, а их объем находятся в прямой зависимости от числа участников внешней торговли, их желания заниматься внешнеэкономической деятельностью, количества экспортно-импортных сделок, а также в целом от таможенно-тарифной политики, проводимой государством. Именно такие показатели может исследовать таможенная администрация в процессе мониторинга.

Информация о работе Теоретические подходы к таможенному налогообложению