Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:21, реферат
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей
участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к таможенному налогообложению 5
Заключение 22
Список использованной литературы 24
В 2011 году ФТС России перечислила в федеральный бюджет 4330,1 млрд руб., что на 810,3 млрд больше, чем в 2010 году. Таким образом, контрольное задание было выполнено на 105,7%.
В 2011 году таможенники перечислили в бюджет страны на один триллион рублей больше, чем Федеральная налоговая служба. Доля таможенных платежей в казне составила 52%, что, по мнению экспертов, не повод для гордости, а суровая реальность состояния экономики в стране.
За 12 месяцев 2012 года таможенными органами Северо-Западного таможенного управления взыскано в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей на сумму 546,58 млрд. рублей, в том числе по импорту – 474,38 млрд. рублей, по экспорту – 65,31 млрд. рублей. Плановое задание выполнено на 100,96%, говорит Пресс-служба СЗТУ.
Рис. 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в Федеральный бюджет в 2011 году8
Доля таможенных платежей, взысканных при импорте товаров, от общего объема взысканных денежных средств, составляет 87%. В сравнении с 2011 годом сумма таможенных платежей от импорта товаров увеличилась на 24%.
Основной объем перечисленных
в федеральный бюджет
Формирование доходной части федерального
бюджета – одна из важнейших задач,
стоящих перед таможенными
Большинство субъектов внешнеэкономической деятельности отмечает тяжесть налогового бремени в области таможенного дела. Естественно, что любой налогоплательщик в целях роста, а зачастую и просто сохранения своего бизнеса, выбирает самые облегченные варианты налоговых нагрузок. Итогом усиления фискальной функции в нашей стране стала криминализация внешней торговли, повлекшая огромные потери для федерального бюджета. Схемы ухода от таможенных платежей описываются в специальной литературе10. Разумеется, в немалой степени такому уклонению способствует коррупция среди должностных лиц таможенных органов.
Длительное время (с 1993 г. до 2003 г.) таможенная
служба России рассматривалась исключительно
как фискальный орган, главная задача
которого состояла в обеспечении
максимального поступления
Влияние таможенной политики на институт фискальных доходов в области таможенного дела, а точнее на финансовую деятельность государства, проявляется в двух аспектах: организационном и функциональном.
Государство ведет свою финансовую деятельность через систему органов публичной власти. Таможенные органы участвуют в разработке, организуют и реализуют направления таможенной политики в рамках финансовой деятельности. Уполномоченные государством на финансовую деятельность в своей таможенной политике, они используют различные инструменты.
Организационный аспект влияния таможенной
политики на финансовую деятельность
состоит в наделении органов
государственного управления полномочиями,
отражающими направления
Функциональный аспект проявляется в непосредственном содержании таможенной политики. Денежные фонды как одна из сторон финансовой деятельности государства образуются посредством включения таможенных платежей в систему фискальных доходов бюджета. С помощью таможенной политики определяется объем формирования казны государства.
Политика протекционизма усиливает
аккумуляцию финансовых ресурсов как
элемента финансовой деятельности государства,
тогда как фритредерство
Таможенная политика государства, оказывающая влияние на его финансовую деятельность, должна строиться на принципах гласности, прозрачности, стабильности и предсказуемости. Такие начала присущи западной правовой культуре.
Повышения собираемости таможенных платежей можно добиться путем решения проблемы занижения таможенной стоимости: таможенные органы должны обладать объективной справочной информацией о стоимости товаров на мировом рынке. Другими словами, необходима разработка единой базы ценовой информации (ЕБЦИ) на основные товары и услуги.12
Введение так называемой предотгрузочной инспекции, в ходе которой заключение о реальном количестве и цене импортируемого товара выносит не таможенный инспектор, а нанятая государством частная компания, следует рассматривать как крайнюю меру, как признание ФТС России неисправимо коррумпированной и неспособной исполнять свои обязанности. Правительство хотело привлечь к созданию предотгрузочной инспекции, которая предусматривает дополнительный контроль товара при его загрузке на территории страны-экспортера, компанию SGS. Сегодня эта компания осуществляет предотгрузочную инспекцию в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.13
Предпочтение следует отдать более широкому применению современных информационных технологий, в частности формированию и постоянному поддержанию в актуализированном состоянии с учетом изменения конъюнктуры рынка базы данных по ценам на товары и услуги. Данная база должна содержать информацию по товарам с учетом детализированного кода, наименования и описания товара, страны происхождения, фирм-производителей, марок, моделей, артикулов, технологий производства, маршрутов доставки и видов транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование.
Кроме того, недостаточно просто создать информационную базу необходимо обеспечить ее использование в автоматизированном режиме в ходе таможенного оформления.
Алгоритм работы системы
следующий. Вначале декларант заявляет
свою стоимость таможенному
Реализация указанных мероприятий позволит увеличить перечисляемые в федеральный бюджет таможенные платежи за счет проведения корректировок таможенной стоимости и роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров. По предварительным оценкам сумма дополнительных поступлений составит ежегодно не менее 15 млрд руб., т. е. при ориентировочной стоимости данных работ 500 млн руб. эффективность финансовых затрат составит 90 руб. на каждый вложенный рубль. В последующие годы затраты на поддержание базы данных в актуализированном состоянии будут существенно ниже, а следовательно, эффективность ее использования намного выше.
Глава 3. Особенности взимания и распределения таможенных платежей в рамках функционирования Таможенного союза
В 2011 году физическими лицами на ввоз товаров и транспортных средств было оформлено 244,4 тыс. таможенных приходных ордеров (ТПО) общей стоимостью 1 628,5 млн. долларов США. Об этом свидетельствуют данные годовой статистики оформленных ТПО, на основании которых исчисляются платежи при декларировании товаров для личного пользования.
По сравнению с 2010 годом стоимость ввезенных физическими лицами товаров увеличилась на 97,7 %. За счет этого увеличилась вдвое и сумма поступлений в федеральный бюджет за счет платежей физических лиц. В 2011 году эта цифра составила 23,9 млрд. рублей (в 2010 - 11,2 млрд.рублей).
До 2009 года взимание таможенных платежей осуществлялось в несколько другом порядке, главной отличительной особенностью от настоящего порядка являлось то, что таможенные платежи поступали в федеральный бюджет исключительно от ВЭД Российской Федерации, теперь новшеством является перераспределение сумм этих поступлений в целом по Таможенному союзу согласно Соглашению «об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»15 в бюджеты стран-участниц.
Основой функционирования
Таможенного союза является порядок,
который предусматривает
- Республика Беларусь — 4,70 %;
- Республика Казахстан — 7,33 %;
- Российская Федерация — 87,97%.
Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввозных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
- суммы поступлений
(возвратов) ввозных
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
- суммы зачисленных
в бюджет стороны доходов от
распределения этой стороной
сумм ввозных таможенных
- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
- суммы распределенных
ввозных таможенных пошлин, перечисление
которых на счета в
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения и перечисления уплаченных ввозных таможенных пошлин выглядит следующим образом.
1. Ввозные таможенные
пошлины, уплаченные
2. В счет уплаты
ввозных таможенных пошлин
3. Перечисление распределенных
ввозных таможенных пошлин в
бюджеты Республики Беларусь
и Республики Казахстан в
Информация о работе Теоретические подходы к таможенному налогообложению