Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Активные методы обучения — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. При обсуждении термина методов активного обучения специалисты имеют разные мнения.

Содержание

Введение. 3
1. Активные методы обучения. 5
2. Характеристика основных активных методов обучения 8
2.1 Анализ конкретных ситуаций (case-study) 10
2.2 Семинар-дискуссия 11
2.3 «Круглый стол» 14
2.4 Мозговой штурм 22
2.5 Деловая игра 26
3. Применение активных методов обучения на уроках иностранного языка. 28
3.1 Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. 28
3.2 Инсценирование – вид игровой деятельности на уроках ИЯ. 31
3.3 Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ. 32
3.4 Современные телевизионные игры на уроках ИЯ. 33
3.5 Нетрадиционный урок – одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ. 34
Заключение 34
Список литературы: 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

      ГОУ ВПО

      ЛИПЕЦКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа

      по  дисциплине:

      «Педагогика»

      на  тему:

      «Активные методы обучения» 
 
 

      Выполнил:

      Студентка 4 курса

      Группы  А-43

      Соловьева А.Ю.

      Проверил:

      Корастылева С.Г. 
 
 
 
 
 
 

      Липецк-2011

      Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в  образовательной практике.

     Проблема  активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

       Уровень проявления активности  личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

     В соответствии с традиционной логикой  обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

     Выделяют 3 уровня активности:

     • Активность воспроизведения — характеризуется  стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

     • Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

     •  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

     Теоретический анализ указанной проблемы, передовой  педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

      Целью данной работы является рассмотрение современных активных методов обучения и их применение на практике.

     Объектом исследования  являются  активные  методы обучения школьников в целостном педагогическом процессе.

     Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование активных методов обучения.

     Задачи  исследования:

     - проанализировать состояние проблемы  использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;

     - определить условия повышения  эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения;

      - разработать условия организации  технологии активного обучения.

1. Активные методы обучения.

      Активные  методы обучения — это методы, которые  побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. При обсуждении термина методов активного обучения специалисты имеют разные мнения.

     А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

     М. Новик выделяет следующие отличительные  особенности активного обучения:

     •  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

     • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

     •  самостоятельная творческая выработка  решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

     Постоянное  взаимодействие обучаемых и преподавателя  с помощью прямых и обратных связей.

      Л.Б. Наумов дает такое определение: «К методам  активного обучения относятся те, при которых учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности».

      Данное  определение однозначно определяет цель активного обучения — добиться существенно лучших результатов, чем при общепринятом традиционном методе. Отсутствие жесткого ограничения — что конкретно относить к методам активного обучения, открывает перспективу разработки пока еще неизвестных или мало испытанных методов обучения, которые в дальнейшем смогут считаться активными. Главное отличие методов активного обучения от традиционных — способ получения, переработки и реализации учебных сведений, причем активность обучения прямо зависит от дидактической формы учебного материала. Методы активного обучения обеспечивают практическую деятельность, то есть III уровень обучения. Следовательно, никакие методы, не обеспечивающие достижения всеми студентами этой границы, не могут считаться активными, если даже методика обучения формально сходна с активной. Методы активного обучения обусловлены объективными критериями лучших результатов, то есть не общеизвестных, завышенных субъективных оценок, а результатами решения задач, самостоятельной работы студентов с реальными объектами профессиональной деятельности, например, работы с пациентами.

     Активное  обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

     Особенности активных методов обучения состоят  в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

     Появление и развитие активных методов обусловлено  тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

     Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

     Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

     Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

      Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.

     Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

     Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

     Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

     М. Новик указывает на их высокий  эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

2. Характеристика основных активных методов обучения

 

     Проблемное  обучение  — такая форма, в  которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской  деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

     Логика  проблемного обучения  принципиально  отлична от логики  информационного обучения. Если в информационном обучении содержание  вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

     Основной  дидактический прием «включения»  мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

     Познавательные  задачи должны быть доступны по своей  трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

     Каково  же дидактическое построение проблемного обучения? Главный ее метод, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Информация о работе Активные методы обучения