Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.
Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34
Победоносцев К. П. писал о нем императору Александру III в 1883 г.:
«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»
Важно отметить, что первые
сельские школы для крестьянских
детей в имениях Боратынских
и Рачинских были основаны женскими
представительницами этих родов. Сергей
Рачинский присоединился к уже
существовавшему явлению и
Самая первая школа была открыта отцом — Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав ее попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича — Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель - Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.
Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.
В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.
14 мая 1899 г. Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского:
«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»
В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.
Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.
Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках А. А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. Похоронен С. А. Рачинский в Татево.
С. А. Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе просвещения он был новичок. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе. В основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После 6—7 лет учительства С. А. Рачинский пришел к выводу, что родители-крестьяне отдавали ребенка в школу не только для обучения грамоте и счету, а были уверены, что школа заложит в ребенке христианскую основу: в народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами — русской теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой.
С. А. Рачинскому удалось впервые показать, что ждет народ от школы вообще и что должна дать русскому народу сельская школа; какими быть в ней учителям и как они должны работать, чтобы удовлетворить запросы народа.
С. А. Рачинский видел, что 90% сельских учеников северо-западного края не могут ходить в школу каждый, день, а вынуждены жить в ней из-за отдаленности от дома. Для таких детей С. А. Рачинский построил новое здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид школы напоминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н. П. Богданова-Бельского и В. М. Васнецова, фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделий была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для певческой и художественной мастерской, где одна из стен была сплошь застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывались чудные картины природы.
Весь день С. А. Рачинский вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспитательного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расширение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.
В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход, в воспитании и обучении учеников. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учителей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности С. А. Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.
Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им жить и работать среди здоровых людей. С. А. Рачинский лечил заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена еще одна больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств С. А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопровождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.
Воспитывая в детях чувство самосознания, любви к родному краю, С. А. Рачинский применял чисто народные педагогические приемы, описанные им в статье «Школьный поход в Нилову пустынь».
Весьма серьезные требования
С. А. Рачинский предъявлял к подготовке
учителей, приравнивая ежедневную учительскую
деятельность к подвигу. Самым трудным
для себя он считал отбор будущих
учителей среди одаренных учеников,
отличавшихся высокими нравственными
качествами, трудолюбием, любовью к
детям, т. е. имевших «педагогическую
струнку». Он считал, что учитель начальной
школы должен уметь хорошо рисовать,
петь, владеть несколькими ремеслами,
нужными в крестьянском быту. Но кроме
этого, учитель должен любить свой труд,
и только тогда его результаты будут ощутимыми.
Учить не для экзамена, а для жизни – основное
дидактическое требование С. А. Рачинского.
В подготовке будущих учителей в Татеве сложилась последовательность: ученик — помощник учителя - учитель. Учебная программа, составленная С. А. Рачинским, была значительно шире, чем в учительских семинариях, но выбор дополнительных предметов былсвободным. Здесь пожеланию изучали иностранный язык, ботанику, школьную гигиену получали музыкальное образование, совершенствовались физически, ежедневно занимаясь плаванием, спортивными играми; совершали прогулки и работали в пришкольном саду и огороде.
Выдвинув в работе учителя
на первый план воспитание ребенка в соответствии
с народными идеалами, С. А. Рачинский значительно
изменил и расширил учебную программу.
Преподавание обязательных предметов
было направлено на развитие мыслительных
способностей ребенка, усвоение грамотности.
Школа с общежитием давала возможность
учителям выполнять такие учебные задачи,
но требовала от них несравненно большего
труда, что не раз подчеркивал С. А. Рачинский
в статьях.
Со 2-й половины 1860-х гг. в России значительно возрастает роль земств в образовании сельских детей. Наиболее заметными деятелями земских школ и училищ были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.
Николай Александрович Корф, служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, в 1867 – 1872 гг. подготовил и начал осуществлять ряд инноваций, направленных на повышение эффективности народного образования в Александровском уезде:
- увеличение количества
сельских школ и народных
- улучшение их материальной базы;
- повышение уровня образования, даваемого массовой народной школой;
- повышение качества подготовки учителей для народных школ.
За 5 лет деятельности Н.А. Корфа при поддержке населения было создано около ста начальных земских школ. Обучение в этих школах осуществлялось по проекту Корфа.
Каждая школа включала 2 или 3 класса, занятия в которых велись одновременно одним учителем-универсалом. Учебный день составлял 6 часов с двухчасовым перерывом на обед. Кроме чтения, письма и счёта, детям давались знания по отечественной истории, географии, природоведению, арифметике и русской грамматике.
Здания и учебное оборудование для вновь созданных школ также создавались по проекту Корфа. В школьном здании для младших и старших школьников были предусмотрены отдельные комнаты, соединённые стеклянной дверью, имелось место для посетителей, а также учительская квартира.
Проблема обеспечения земских школ учебно-наглядными пособиями успешно решалась благодаря работе организованной Корфом мастерской по изготовлению наглядных пособий и системе централизованного снабжения школ уезда необходимой наглядностью.
Среди требований, предъявляемых
к учителю народной школы, Корф особо
выделял необходимость
Н. А. Корфу принадлежит инициатива проведения учительских съездов. Он провёл два съезда учителей Александровского уезда и описал их. Этот опыт был подхвачен в других земствах, а 1872 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский учительский съезд. Работа съездов включала чтение лекций, доклады учителей и обсуждение их опыта работы, проведение открытых уроков. При каждом съезде работала специально организованная на время съезда школа, в которой проводились и обсуждались показательные уроки.
Кроме съездов, по инициативе Корфа и его единомышленников стали проводиться учительские курсы, более длительные по времени, ориентированные на систематическое обучение и повышение квалификации учителей.
Корф считал, что трёхклассные земские школы могут дать крестьянским детям лишь ограниченное образование, им разрабатывался проект народной школы с 5-6-летним сроком обучения. Осуществление этого проекта оказалась невозможным из-за скудости материальных средств, которыми располагали земства. Однако отдельные элементы проекта были реализованы Корфом в воскресных повторительных школах, в программе которых повторение ранее пройденного сочеталось с приобретением новых знаний, а также в создании народных библиотек и проведении народных чтений.
Идея повышения эффективности образования на селе получила развитие в педагогической деятельности Николая Фёдоровича Бунакова. Он поддержал и развил инициативу Н.А. Корфа об учительских съездах и курсах, неоднократно проводил такие съезды в разных уголках России, чем заслужил высокий авторитет среди педагогической общественности и любовь народных учителей.
Педагогические идеи, связанные с созданием новой народной школы Н.Ф.Бунаков проверил в открытой им в 1884 г. на собственные сбережения школе в с. Петино Воронежской губернии.
Обучение в Петинской школе длилось 3 года, после чего ученики сдавали экзамены. При школе имелись интернат для детей из других сёл, а также сад и огород. Петинская школа существовала на правах земской, получая от земства средства для оплаты труда педагогов.