Анализ деятельности авторских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусавая.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

Победоносцев К. П. писал  о нем императору Александру III в 1883 г.:

«Вы изволите припомнить, как  несколько лет тому назад я  докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив  профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши  Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот  уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул  совсем новую жизнь в целое  поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и  ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек  замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив  свои потребности до последней степени»

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских  и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже  существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом — Александром  Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был  дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав ее попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича — Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель - Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и  рисованию. Здесь же давал уроки  его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

14 мая 1899 г. Николай  II писал в Высочайшем рескрипте  на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и  руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым  образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о  народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам  искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный  Николай»

В 1891 году Академия наук избрала  С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов  приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках А. А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. Похоронен С. А. Рачинский в Татево.

С. А. Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе просвещения он был новичок. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе. В основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После 6—7 лет учительства С. А. Рачинский пришел к выводу, что родители-крестьяне отдавали ребенка в школу не только для обучения грамоте и счету, а были уверены, что школа заложит в ребенке христианскую основу: в народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами — русской теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой.

С. А. Рачинскому удалось  впервые показать, что ждет народ  от школы вообще и что должна дать русскому народу сельская школа; какими быть в ней учителям и как они должны работать, чтобы удовлетворить запросы народа.

С. А. Рачинский видел, что 90% сельских учеников северо-западного  края не могут ходить в школу каждый,   день, а вынуждены жить в ней  из-за отдаленности от дома. Для таких  детей С. А. Рачинский построил новое  здание школы с общежитием, с комнатами  для учителей,     обустроил  в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид  школы напоминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н. П. Богданова-Бельского и   В. М. Васнецова,   фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделий была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для   певческой и  художественной мастерской, где одна из стен была сплошь застеклена,    а в ней — выход на балкон, с которого открывались чудные картины природы.

Весь день С. А. Рачинский  вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспитательного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расширение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.

В школе с общежитием усиливалось  воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход, в  воспитании и обучении учеников. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал   детей,   учителей, родителей-крестьян   и   пример   высоконравственной   личности С. А. Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.

Дети болезненные и  с физическими  недостатками (горбуны  и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким  ремеслам и специальностям, которые  помогли бы им жить и работать среди  здоровых людей. С. А. Рачинский лечил  заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена еще одна больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств С. А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопровождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.

Воспитывая в детях  чувство самосознания, любви к  родному краю, С. А. Рачинский применял чисто народные педагогические приемы, описанные им в статье «Школьный  поход в Нилову пустынь».

Весьма серьезные требования С. А. Рачинский предъявлял к подготовке учителей, приравнивая ежедневную учительскую  деятельность к подвигу. Самым трудным  для себя он считал отбор будущих  учителей среди одаренных учеников, отличавшихся высокими нравственными  качествами, трудолюбием, любовью к  детям, т. е. имевших «педагогическую  струнку». Он считал, что учитель начальной школы должен уметь хорошо рисовать, 
петь, владеть несколькими ремеслами, нужными в крестьянском быту. Но кроме этого, учитель должен любить свой труд, и только тогда его результаты будут ощутимыми. Учить не для экзамена, а для жизни – основное дидактическое требование С. А. Рачинского.

В подготовке будущих учителей в Татеве сложилась последовательность: ученик — помощник учителя - учитель.  Учебная программа,  составленная С. А.  Рачинским, была значительно шире, чем в учительских семинариях, но выбор дополнительных предметов былсвободным. Здесь пожеланию изучали иностранный язык, ботанику, школьную гигиену получали музыкальное образование,  совершенствовались физически, ежедневно занимаясь плаванием, спортивными играми; совершали прогулки и работали в пришкольном саду и огороде.

Выдвинув в работе учителя  на первый план воспитание ребенка в соответствии с народными идеалами, С. А. Рачинский значительно изменил и расширил учебную программу. Преподавание обязательных предметов было направлено на развитие мыслительных способностей ребенка, усвоение грамотности. Школа с общежитием давала возможность учителям выполнять такие учебные задачи, но требовала от них несравненно большего труда, что не раз подчеркивал С. А. Рачинский в статьях. 

1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова

Со 2-й половины 1860-х гг. в России значительно возрастает роль земств в образовании сельских детей. Наиболее заметными деятелями земских школ и училищ были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Николай Александрович Корф, служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, в 1867 – 1872 гг. подготовил и начал осуществлять ряд инноваций, направленных на повышение эффективности народного образования в Александровском уезде:

- увеличение количества  сельских школ и народных училищ;

- улучшение их материальной  базы;

- повышение уровня образования,  даваемого массовой народной  школой;

- повышение качества подготовки  учителей для народных школ.

За 5 лет деятельности Н.А. Корфа при поддержке населения  было создано около ста начальных  земских школ. Обучение в этих школах осуществлялось по проекту Корфа.

Каждая школа включала 2 или 3 класса, занятия в которых  велись одновременно одним учителем-универсалом. Учебный день составлял 6 часов с  двухчасовым перерывом на обед. Кроме  чтения, письма и счёта, детям давались знания по отечественной истории, географии, природоведению, арифметике и русской  грамматике.

Здания и учебное оборудование для вновь созданных школ также  создавались по проекту Корфа.  В школьном здании для младших и старших школьников были предусмотрены отдельные комнаты, соединённые стеклянной дверью, имелось место для посетителей, а также учительская квартира.

Проблема обеспечения  земских школ учебно-наглядными пособиями  успешно решалась благодаря работе организованной Корфом мастерской по изготовлению наглядных пособий  и системе централизованного  снабжения школ уезда необходимой  наглядностью.

Среди требований, предъявляемых  к учителю народной школы, Корф особо  выделял необходимость педагогической подготовки, осуществление обучения и воспитания как целостного педагогического  процесса, установление и поддержание  тесных связей с семьями учеников. Корф ввёл в практику управления образованием систематическое посещение и  обсуждение уроков с целью повышения  квалификации педагогов, особенно начинающих учителей.

Н. А. Корфу принадлежит  инициатива проведения учительских  съездов. Он провёл два съезда учителей Александровского уезда и описал их. Этот опыт был подхвачен в  других земствах, а 1872 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский учительский  съезд. Работа съездов включала чтение лекций, доклады учителей и обсуждение их опыта работы, проведение открытых уроков. При каждом съезде работала специально организованная на время  съезда школа, в которой проводились  и обсуждались показательные  уроки.

Кроме съездов, по инициативе Корфа и его единомышленников стали проводиться учительские  курсы, более длительные по времени, ориентированные на систематическое  обучение и повышение квалификации учителей.

Корф считал, что трёхклассные земские школы могут дать крестьянским детям лишь ограниченное образование, им разрабатывался проект народной школы с 5-6-летним сроком обучения. Осуществление этого проекта оказалась невозможным из-за скудости материальных средств, которыми располагали земства. Однако отдельные элементы проекта были реализованы Корфом в воскресных повторительных школах, в программе которых повторение ранее пройденного сочеталось с приобретением новых знаний, а также в создании народных библиотек и проведении народных чтений.

Идея повышения эффективности  образования на селе получила развитие в педагогической деятельности Николая Фёдоровича Бунакова. Он поддержал и развил инициативу Н.А. Корфа об учительских съездах и курсах, неоднократно проводил такие съезды в разных уголках России, чем заслужил высокий авторитет среди педагогической общественности и любовь народных учителей.

Педагогические идеи, связанные  с созданием новой народной школы  Н.Ф.Бунаков проверил в открытой им в 1884 г. на собственные сбережения школе в с. Петино Воронежской губернии.

Обучение в Петинской школе длилось 3 года, после чего ученики сдавали экзамены. При школе имелись интернат для детей из других сёл, а также сад и огород. Петинская школа существовала на правах земской, получая от земства средства для оплаты труда педагогов.

Информация о работе Анализ деятельности авторских школ