Анализ деятельности авторских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусавая.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

Сам Н.Ф. Бунаков являлся попечителем школы, за его счёт было построено школьное здание, оборудованы классы, приобретались учебные пособия, проводился ремонт школьных помещений, а также оказывалась материальная помощь нуждающимся детям и поощрялись лучшие ученики.

Бунаков выступал против попыток ограничить образование крестьян грамотой и начальным счётом. В Петинской школе он осуществил свою идею повышения образовательного уровня крестьянских детей.

В официальных документах Петинская школа называлась народным училищем, что подчёркивало её высокий статус в системе народного просвещения. Ученикам преподавались анатомия человека, родиноведение, арифметика, зоология, проводились занятия по садоводству и огородничеству, пению. Изучались основы физики и химии. При обучении широко использовалась русская литература, изучались биографии выдающихся русских писателей (Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.), читались и обсуждались газетные и журнальные статьи на исторические и естественнонаучные темы, проводились опыты с использованием лабораторного оборудования.

Педагогами велась большая  внеурочная и внешкольная работа. Много внимания уделялось нравственному  и эстетическому воспитанию детей. В школе был создан драматический  кружок, а в селе – самодеятельный крестьянский театр.

Н.Ф. Бунаков, вслед за Ушинским, считал, что одно из главных мест в системе обучения должно отводиться изучению родного языка. Так, в младшем классе обучение грамоте велось по аналитико-синтетическому методу К.Д. Ушинского, с использованием его учебной книги «Родное слово». В дополнение к этому пособию сам Н.Ф. Бунаков создал книгу для чтения «Живое слово», а также книги для чтения в 1–2 классах «Азбука и уроки чтения» и «Книжка-первинка», книгу для чтения в старшем классе «В школе и дома», включающую статьи различной тематики.

Интересной педагогической находкой Н.Ф. Бунакова стали школьные праздники, посвящённые выпуску учеников, а также знаменательным датам и выдающимся деятелям науки и искусства. Так, ученикам, успешно окончившим Петинскую школу, торжественно вручались свидетельства об образовании и похвальные листы, а также памятные подарки (книги, письменные принадлежности), в их честь школьным хором исполнялись песни. На праздниках-чествованиях великих русских писателей и поэтов ученики перед всей школой читали произведения этих авторов, а также свои сочинения в стихах и прозе и т.д.

Н.Ф. Бунаков указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?». Все ключевые организационные мероприятия (открытие школы в новом учебном году, отчёты о работе школы и т.д.) в Петинской школе проводились с приглашением родителей и родственников учащихся. Таким образом, Н.Ф. Бунаковым была обоснована и проверена на практике необходимость взаимодействия сельской школы с социальным окружением.

Петинская школа просуществовала 19 лет, выпустив свыше 300 учеников. Опыт работы в сельской школе обобщён Бунаковым в ряде статей, которые в 1906 г. были опубликованы отдельным сборником под общим названием «Сельская школа и народная жизнь».

 

Глава 2. Анализ деятельности авторских школ.

2.1 Сраванительный анализ авторских школ.

Деятельность авторских  школ второй полавины XIX века имеет ряд особенностей:

1. Разнообразие форм организации  учебной и внеклассной работы.

2. Развитие творческой  инициативы личности ребенка.

3.Альтернативный подход  к общепринятым школьным нормам, стремление поставить в центр  педагогического процесса личность  ученика, его потребности и  интересы.

4. Привлечение учителей  к научно-исследовательской работе.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические  задатки  и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения  жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в  то же время работать на перспективу  духовного обновления. Именно такая  возможность кроется в самом  содержании учения Льва Николаевича  Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу  выбора, делает осознанный шаг в  сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой путь жизни.

В отличие от Л.Толстого и народников Н.Ф.Бунаков не идеализировал русское крестьянство, он видел и его достоинства, и его пороки.

Несмотря на различие педагогических взглядов, а, может быть, именно поэтому, идеи Толстого и Бунакова способствовали развитию русской педагогической мысли, постановке учебного дела и подготовке учителей для народной школы.

С.А.Рачинский, как и Л.Н.Толстой, основатель народной школы в России. 27 июня 1883 года В.И.Шемякин писал С.А.Рачинскому: "Ваша попытка дать новый тип народной школы с чисто народным и православным характером ... люба и дорога мне, как и первоначальные опыты Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Вы с ним первые русские пионеры в дебрях окутавшей нас немецкой педагогики, базисом которой служит так называемая психология без души. Там голая рассудочность, здесь глубокое народное чувство".

Отечественные методисты  вначале резко возражали Толстому но в последствии признали правоту  выдающегося отечественного педагога. «Его критика, - писал в то время  Н.Ф.Бунаков, - подействовала отрезвляющим образом на педагогов, увлекшихся немецкой методикой, забывших в своем крайнем увлечении требования народной жизни и невольно впавших в крайность и преувеличение. Своим протестом Толстой принес немало пользы начальной школе, а своими книжками для чтения, полными правды жизни, написанными самым простым, чисто народным поэтическим языком, он противодействовал вторжению в школу сухого и узкого утилитаризма, который и начал было забираться в нее с легкой руки барона Н.А.Корфа».

Это письмо свидетельствует  о том, что современники, правда, не все, но многие, понимали, что Рачинский  и Толстой начинали невиданное дело - создание национальной народной школы. Она, по их замыслам, должна была отличаться от народной школы, предложенной К.Д.Ушинским, своей приложимостью к нуждам крестьян, своей практичностью и религиозностью.

Исходя из принципа свободы  в педагогике, Толстой  обосновывал  и всю  педагогическую  концепцию.  Толстой  по-новому  подошел  к  пониманию сущности  учебного  процесса.  Толстой-педагог  велик  тем,  что  глубже и всесторонне,  чем  кто-либо   из   его   современников,   последователей и предшественников, понял необходимость  изучения  внутреннего  мира  ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр  своей  педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает  вокруг нее систему  дидактических  принципов, в часности, следующие принципы:

  1. Принцип сознательности и активности обучения.
  2. Принцип связи обучения с жизнью.
  3. Принцип доступности обучения.
  4. Принцип прочности усвоения знаний.
  5. Принцип природосообразности.

Именно общение с Толстым  привлекало к проблеме народного образования внимание молодого профессора Рачинского. Он проявлял большой интерес к деятельности Яснополянской школы, даже пытался найти для нее хороших учителей, делился с писателем своими взглядами на журнал "Ясная Поляна".

Школа стала главной темой  переписки татевского учителя с Львом Толстым. Рачинский считал, что именно Толстой натолкнул его на педагогическую деятельность в деревне, и благодарил его за это. "С тех пор, как меня затянуло это дело, - писал он Льву Николаевичу, - я так часто и с такой любовью думаю о Вас... Еще и еще благодарю Вас (ведь Вы же, помните, наталкивали меня на это дело...)". И он рассказывал писателю о Татевской школе.

Однако после публикации "Заметок о сельских школах" Рачинского в газете "Русь" их отношения испортились. Писатель не мог принять чрезмерно преувеличенное значение церкви, без которой сельская школа не может решать воспитательные задачи. Как отмечает И.Н.Антюфеева, в течение 3-х лет, с 1882 по 1884 год, писатель и педагог не переписывались.

  С. А. Рачинский  и Л. Н. Толстой поддерживали  тот тип школы, который складывался  веками. Например, С. А. Рачинский  отмечал, что церковно-приходские  школы  проявление русского  национального духа.

Выделим основные особенности  школы С. А. Рачинского:

  • обучение и воспитание детей осуществлялось в единстве, обеспечивая целостность педагогического процесса;
  • занятия в школе шли целый день, включая не только уроки, но и разнообразную внеурочную работу;
  • школа работала круглый год, учебно-воспитательный процесс не прерывался даже летом, изменялась лишь его организация;
  • при школе существовало общежитие для детей из дальних деревень;
  • главными учебными предметами были Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика; преподавались также основы физики, геометрии, географии, черчения, церковного пения, изучались отечественная история и основы фортификации (последний предмет преподавался старшим ученикам и помогал мальчикам подготовиться в службе в армии);
  • на всех уроках осуществлялось воспитание детей, особую роль в нравственном воспитании играл Закон Божий, на уроках которого акцент делался не на заучивание священных текстов, а на формирование у детей нравственного опыта;
  • система воспитывающих отношений в школе строилась по типу уклада крестьянской семьи: учитель не только проводил с детьми учебные занятия, но и посвящал им свободное от уроков время; старшие ученики заботились о младших, помогали им в учёбе и труде;
  • труд детей и взрослых (самообслуживание, работа в пришкольном хозяйстве, обеспечение себя продуктами питания) носил совместный характер, педагоги работали вместе с учащимися, подавая пример детям и передавая им трудовые навыки;
  • особое внимание уделялось подготовке к труду, формированию у школьников культуры сельскохозяйственного труда на уроках и во внеурочной работе;
  • в летнее время важнейшей формой учебно-воспитательной работы становились «образовательные путешествия» — походы и экскурсии к святым и памятным историческим местам, во время которых дети изучали родной край, собирали фольклор, обсуждали, записывали и зарисовывали увиденное; материалы, собранные во время «образовательных путешествий», затем активно использовались в учебно-воспитательном процессе (на их основе в школе ставились спектакли, проводились разнообразные праздники и др.);
  • помимо обязательных учебных предметов и труда в школе существовал хор, в котором пели все дети, для желающих проводились занятия игры на музыкальных инструментах, занятия по изобразительному искусству;
  • в школе велась коррекционно-педагогическая работа по устранению заикания и других дефектов речи, а также осуществлялось обучение ремёслам детей с врождёнными недостатками;
  • школой готовились педагогические кадры, для будущих педагогов существовал дополнительный годичный курс обучения;
  • школа являлась центром просвещения крестьян, при школе было создано общество трезвости, открыта книжная лавка, по воскресеньям сельские жители шли в школу, где для них демонстрировались достижения детей, проводились беседы.

С. А. Рачинский считал, что  сельская школа не должна существовать в отрыве от социального окружения, разделяя в этом взгляды Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова и Л. Н. Толстого. Более того, по его убеждению, направления и формы работы народной школы должны вырабатываться «под давлением требований родителей учеников и условий их духовного существования».  

2.2 Выявление целей и задачи авторских школ. Влияние на развития современной национальной системы образования

С. А. Рачинский не только создал новый, прогрессивный для своего времени  тип церковноприходской школы, но и  разработал модель образования сельских школьников, не утратившую свою актуальность и в наши дни. Он впервые в отечественной  педагогике выявил специфические условия  образования в сельской местности  и возможности эффективного осуществления  образовательного процесса с учётом этих условий.

Учительские съезды, проводимые Н.Ф. Бунаковым. Эти съезды проходили в разных губерниях и уездах, неизбежно приобретая местную специфику, которая находила отражение в отношении местного общества и местных властей, к народной школе, в уровне методической подготовленности народных учителей, в территориально-хозяйственных особенностях жизни и быта учителей и учеников.

Учительские съезды и курсы  не были полностью оригинальной идей Н.Ф. Бунакова. Первый такой съезд провёл в Екатеринославском уезде другой известный деятель земского образования: барон Н.А. Корф. Однако именно Н.Ф. Бунаков стал их проводить систематически, значительно усовершенствовав методику их организации.

В педагогической деятельности Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского, неоспорим тот факт, что их успехи во многом определяются эффективным управлением инновационной деятельностью возглавляемых ими педагогических коллективов. Так, учителя, работавшие в Яснополянской школе, не просто копировали педагогическую систему Л. Н. Толстого, но и сами экспериментировали, в процессе работы отбирали содержание, методы, приёмы обучения. Н. А. Корф и Н. Ф. Бунаков стимулировали и поощряли инновационную деятельность учителей, организовывали обобщение и распространение передового педагогического опыта в масштабах уезда, губернии и всей страны. С. А. Рачинский создал оригинальную систему подготовки учителей в самой школе, воспитав ряд педагогов-новаторов.

При значительных отличиях педагогических взглядов и социальных статусов Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого и С. А. Рачинского общими чертами их управленческой практики являются забота об учительстве, вера в своих учителей, управленческая поддержка их творческих инициатив, создание в школах условий для повышения педагогической квалификации, информационное и методическое обеспечение инновационной деятельности.

Информация о работе Анализ деятельности авторских школ