Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.
Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34
В первом десятилетии ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на селе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.
Подводя итоги развития сельских школ в Российской империи, можно выделить в развитии образования на селе следующие ключевые идеи, актуальные для современной сельской школы:
Авторские школы данного периода представляли собой систему образовательно-воспитательных учреждений, осуществлявших профессиональную ориентацию и подготовку своих воспитанников. Деятельность учреждений такого типа отвечала следующим целям:
Деятельность авторских школ определялась следующими задачами: исследование проблем воспитания и образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации детской среды. Поэтому на первое место были выдвинуты вопросы школьного самоуправления, вопросы общественно-политического образования для старшеклассников, и наиболее важная сторона - культивирование активного проявления детской общественной деятельности, выводящей детей за стены школы, связывающей их с окружающим миром и позволяющей осознать свое участие в окружающей жизни.
Для решения названных
задач авторские школы
Оживленная и вдумчивая работа педагогов, развитие педагогической журналистики — все это подготовило почву для работы педагогики в XX веке, создало то наследие, какое XIX век завещал XX веку. Прежде всего окончательно и серьезно впитала в себя русская педагогическая мысль веру в необходимость строгого научного обоснования педагогики. К началу XX века стремление связать педагогический процесс с тем, что дает для его понимания наука, достигает очень высокой силы. Это сказывается на развитии научной психологии и на появлении переводов главнейших руководств с иностранных языков на русский. Изучение и развитие экспериментальной психологии становится настолько заметным, что в XX веке определяется даже несколько течений в этой области.
Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х гг. XIX столетия, условно говоря, на два лагеря – славянофилов и западников.
Именно этот «поиск» и стал толчком к появлению, формированию и дальнейшему развитию идей авторских школ. Многочисленные педагогические публикации и очерки не могли долго сдерживать этот напор, и закономерным явлением стал переход от теоретических идей к практическим.
Деятельность педагогов-
Воплощая свои идеи и замыслы,
педагоги сформировали множество закономерностей,
методов и принципов обучения
которые являются актуальными и
действенными и в наше время. Теперь
идея авторских школ ничуть не утратила
своей актуальности. В Беларуси такие
школы представлены в виде частных
школ, которые занимаются в большинстве
своем профилированием учебного
процесса. Это связано в первую
очередь с тем, что система
образования Беларуси очень консервативна
в принципе. И, конечно же, те достижения,
которые в ней есть, сохраняются
по максимуму насколько это
- академические
- творчески-созидательные
- эмпирические
Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными.
Таким образом, практика авторских
школ играет важную роль в развитии
и модернизации современных принципов
обучения и воспитания. Принимая это
во внимание, необходимо стимулировать
их возникновение и развитие.
В курсовой работе определено влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования. Сделан вывод о необходимости возникновения и развития авторских школ.
Проведён историографический анализ проблемы авторских школ. Описано устройство школ таких педагогических деятелей XIX века как Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский.
Проведён сравнительный анализ авторских школ в России во второй полавине XIX века. Выявлены их схожие черты и причины возникновения конфликтов между ведущими педагогами-наваторами того времени. Рассмотрены принципы на каторых строилось обучения в Яснополянской школе Л.В. Толстого, особенности Татевской школы С.А. Рачинского.
Определены цели и задачи авторских школ в России второй половины XIX века. Цели: целостности системы образования, т.е. интеграция всех ее подсистем, это способствовало достижению конечной цели - развитию творческой личности; преемственности системы образования, всех ее звеньев и подсистем; непрерывности образования, которая осуществлялась "вертикальной" интеграцией, обеспечивавшей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и "горизонтальной" интеграцией, координировавшей структуры на различных уровнях образования; ориентированности педагогического процесса на личность учащегося. Задачи: исследование проблем воспитания и образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации детской среды.
А также рассмотрены действия авторских школ, направленых на решение поставленых перед ними задач. Описаны ключевые идеи в развитии сельских школ: учёт специфики сельской образовательной среды в осуществляемом инновационном процессе; внутришкольное управление, ориентированное на гуманизацию образовательных отношений; укрепление и расширение связей школы с сельской средой, развитие социального партнёрства в обучении и воспитании сельских школьников; усиление в инновационной практике позитивных факторов сельской местности; ослабление и преодоление влияния негативных факторов сельской среды на образовательный процесс.
Выявлены особенности авторских школ того периода:
1. Разнообразие форм организации учебной и внеклассной работы.
2. Развитие творческой инициативы личности ребенка.
3.Альтернативный подход
к общепринятым школьным
4. Привлечение учителей
к научно-исследовательской
Эти особенности, и
на сегодняшний день, имеют большое
значение в развитии