Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольными группами и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Анализ работы по вопросам преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования основывается на следующих теоретико-методологических положениях, которые используют в своей работе МБ ДОУ «Д/с пос. Малоархангельск» и МБОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа»:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях экологического развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических
разработок и методических
3) действующего законодательства,
иных нормативных правовых
Основные содержательные линии экологического образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические
2. Социальное развитие: осознание
социальных прав и
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему
Цель программы МБОУ «Совхозской средней общеобразовательной школы»: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях формирования экологических знаний.
Задачи программы:
1. Создание на территории школы единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении экологического опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи
дошкольного и школьного
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный роста педагогов.
Принципы построения программы
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий
личностно-ориентированных
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности
дошкольной ступени образования
и начальной школы, позволяющий
дошкольникам безболезненно переходить
от одной возрастной ступени к
другой, изменяя ведущий вид
Содержательные компоненты преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников:
-Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
-Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
-Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
-Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
-Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Организационно-методическое обеспечение работы по вопросам преемственности включает:
-Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
-Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
-Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
-Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
-Семинары-практикумы.
-Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
-Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
-Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
-Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
-Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
-Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
-Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольных групп в рамках экологического просвещения;
-Совместную работу педагогов психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”;
-Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольных групп, направленные на изучение интегративных качеств личности;
-Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий;
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
-Совместное проведение родительских собраний;
-Проведение дней открытых дверей;
-Посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
-Открытые занятия кружков;
-Консультации воспитателя, психолога, учителя начальных классов;
-Организация экскурсий по школе;
-Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника «Всезнайка».
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
Таким образом, можно
утверждать, что осуществление
Вопросы преемственности
между детским садом и
Этапы реализации программы преемственности представим в табл.2.1.
Таблица 2.1. - Этапы реализации программы преемственности
Направления работы |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
подготовительный |
Внедренческий |
Результативный | |
2010-2011 |
2011-2014 |
2015 | |
Теоретическое и Информационное обеспечение Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты) |
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности Оценка собственных Определение уровня готовности детей к школе. Педагогическая диагностика изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов. Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. |
Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГТ, ФГОС НОО Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей. Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы. |
Обработка информационно-аналитических материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике. Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения. Публикации о ходе инновационной деятельности в сборнике Презентация педагогического опыта в рамках работы экспериментальной площадки и на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы. |
Финансовое, материально-техническое обеспечение. |
Изучение наличия и |
Организация работы психолого-педагогической
службы и сопровождение детей. Консультирование
родителей будущих воспитаннико Организация работы логопункта с детьми дошкольного возраста, кружковой работы. |
Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной деятельности в рамках программ эксперимента «Психолого-педагогические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования» |
Работа с педагогическими |
Разработка и утверждение Создание картотеки |
Внедрение программы. Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГТ Использования разных видов деятельности. Повышение квалификации работников в рамках преемственности. |
Интеграция образовательных Собеседование, изучение материалов. Оформление опыта работы в сборнике площадки. Определение качества и результативности |
Работа с детьми |
Выявление интересов потребностей, проблем в развитии. Определение группы риска. Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического обследования. |
Организация образовательного процессе на основе принципов ФГТ. Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами. |
Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения. Обработка результатов по усвоению программы. |
Внешние связи с заинтересованными организациями. |
Оформление договорных отношений по выбранному направлению с педагогическим колледжем |
Организация работы МО, творческие встречи |
Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы |
Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества |
Предоставление возможности |
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями. Организация работы родительского комитета. |
Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета. |
Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» |
Подготовка карт анализа. Выявление и анализ недостатков, корректировка. |
Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка Оценка использования Анализ выполнения образовательной программы и 2 этапа развития программы |
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; Обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения Составление методических рекомендации, подготовка итогового отчета по экспериментальной деятельности; Проведение научно-практической конференции. Подготовка публикаций о результатах работы |