Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области эк. обр..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Преемственность с позиции школы  – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у  ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного  и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольными группами и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Анализ работы по вопросам преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования основывается на следующих теоретико-методологических положениях, которые используют в своей работе МБ ДОУ «Д/с пос. Малоархангельск» и МБОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа»:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях экологического развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических  разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих  специалистов в области экологического дошкольного и начального образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов,  регулирующих деятельность системы  дошкольного и начального образования.

Основные содержательные линии  экологического образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:

1. Психологические новообразования  данного периода: рефлексия как  осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная  активность; понимание и оперирование  знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

2. Социальное развитие: осознание  социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим  миром. 

3. Деятельностное развитие: овладение  деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

4. Готовность к дальнейшему образованию,  изучению экологических основ.

Цель программы МБОУ «Совхозской средней общеобразовательной школы»: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях формирования экологических знаний.

Задачи программы:

1. Создание на территории школы единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении экологического опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи  дошкольного и школьного начального  образования в условиях образовательного  процесса МБОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа» ст. Малоархангельск.

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4.Обеспечить условия  для реализации плавного, бесстрессового  перехода детей от игровой  к учебной деятельности.

5.Способствовать преемственность  учебных планов и программ  дошкольного и школьного начального  образования в рамках новых  федеральных требований.

6. Создать единую стратегию  в работе с родителями.

7.  Обеспечить профессиональный  роста педагогов.

Принципы построения программы

Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного  образования.

Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых  идей психолого-педагогической науки.

Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей  дошкольного и младшего школьного  возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

Принцип преемственности  дошкольной ступени образования  и начальной школы, позволяющий  дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к  другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

Содержательные компоненты преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников:

-Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

-Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

-Содержательный -  правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

-Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

-Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

 



 


 

 

Организационно-методическое обеспечение работы по вопросам преемственности включает:

-Установление делового сотрудничества между воспитателями  и учителями начальных классов.

-Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.

-Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

-Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.

-Семинары-практикумы.

-Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).

-Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

-Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Данное направление  имеет несколько аспектов:

-Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».

-Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).

-Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

Работа с детьми включает:

-Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольных групп в рамках экологического просвещения;

-Совместную работу педагогов  психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”;

-Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольных групп, направленные на изучение интегративных качеств личности;

-Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий;

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

-Совместное проведение родительских собраний;

-Проведение дней открытых дверей;

-Посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

-Открытые занятия кружков;

-Консультации воспитателя, психолога, учителя начальных классов;

-Организация экскурсий по школе;

-Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Данное направление  осуществляется через разнообразные  формы работы с родителями:

1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».

2. Лекторий в рамках  школы будущего первоклассника «Всезнайка».

3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.

Таким образом, можно  утверждать, что осуществление преемственности  между МБ ДОУ «Д/с пос. ст. Малоархангельск» и МБОУ «Совхозская средняя общеобразовательна школа» в области экологического образовании строится на общенаучных и педагогических подходах, а также реализации программы преемственности, которая имеет поставленные цели и необходимые для исполнения задачи, принципы, методы и комплекс мероприятий, а также последовательность их выполнения.

2.2. Анализ работы ДОУ и начальной  школы по вопросам осуществления  преемственности в области экологического  образования (на примере МБ  ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа»)

Вопросы преемственности  между детским садом и начальной  школой в настоящее время актуальны  и требуют анализа деятельности в данной области как ДОУ так  и начальных школ. Анализ данной работы рассмотрим на практическом опыте работы школы и д/с пос. ст. Малоархангельск Орловской области.

Этапы реализации программы  преемственности представим в табл.2.1.

Таблица 2.1. - Этапы реализации программы преемственности

Направления

работы

1 этап

2 этап

3 этап

подготовительный

Внедренческий

Результативный

 

2010-2011

2011-2014

2015

Теоретическое и

Информационное обеспечение программы.

Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты)

Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы. Разработка программы проведения эксперимента. Изучение социума (запросы родителей).

Определение уровня готовности детей к школе. Педагогическая диагностика изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов.

Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе.

Определение влияния инновационных  технологий на воспитательно-образовательный  процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с  ФГТ, ФГОС НОО

Оценка деятельности дошкольных групп  и начальной школы   со стороны родителей.

Формирование банка данных по имеющимся  технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы.

Обработка информационно-аналитических  материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике.

Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения.

Публикации о ходе инновационной  деятельности в сборнике

Презентация педагогического опыта  в рамках работы экспериментальной  площадки и на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы.

Финансовое, материально-техническое  обеспечение.

Изучение наличия и оптимального использования МТ базы.

Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников

Организация работы логопункта с детьми дошкольного возраста, кружковой  работы.

Анализ уровня развития МТ базы и  ее возможностей для ведения инновационной  деятельности в рамках программ эксперимента «Психолого-педагогические условия  преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Работа с педагогическими кадрами 

Разработка и утверждение программы  «Преемственность дошкольного и  начального школьного образования», Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы  дошкольного образования.

Создание картотеки планирования образовательного процесса.

Внедрение программы. Разработка и  внедрение перспективного плана  работы с детьми в соответствии с  ФГТ 

Использования разных видов деятельности.

Повышение квалификации работников в рамках преемственности.

Интеграция образовательных областей

Собеседование, изучение материалов. Оформление опыта работы в сборнике площадки.

Определение качества и результативности

Работа с детьми

Выявление интересов потребностей, проблем в развитии.

Определение группы риска.

Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического  обследования.

Организация образовательного процессе на основе принципов ФГТ.

Определение уровня развития, анализа  достижения результатов с предыдущими годами.

Подготовка индивидуальной карты  при переходе на следующую ступень  обучения.

Обработка результатов по усвоению программы.

Внешние связи с заинтересованными  организациями.

Оформление договорных отношений  по выбранному направлению с педагогическим колледжем

Организация работы МО, творческие встречи

Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы

Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества

Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные  формы работы. Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями. Организация работы родительского комитета.

Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета.

Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования»

Подготовка карт анализа. Выявление  и анализ недостатков, корректировка.

Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка

Оценка использования результативности индивидуальных планов

Анализ выполнения образовательной  программы и 2 этапа развития программы

Организация работ по использованию  полученных результатов всеми участниками  воспитательно-образовательного процесса; Обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения Составление методических рекомендации, подготовка итогового отчета по экспериментальной деятельности; Проведение научно-практической конференции.

Подготовка публикаций о результатах работы

Информация о работе Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования