Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
На основе выделенных направлений программы составлен совместный план работы МБ ДОУ «Д/с пос. ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа» по реализации преемственности в области экологического образования. Данный план работы представим в табл.2.2.
Таблица 2.2. – Совместный план реализации опыта преемственности
№ п/п |
Мероприятия |
Цель мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Встреча учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп |
1. Скорректировать план 2. Выявить возможность и место
участия выпускников |
август |
Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
2. |
Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп |
Проанализировать уровни сформированности
интегративных качеств |
Сентябрь |
психолог |
3. |
Праздник “1 сентября – День Знаний”. |
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. |
Сентябрь |
Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
4. |
Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах |
Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. |
В течение года |
Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
5 |
Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия» |
Совместное творчество учащихся начальных классов и детей дошкольных групп |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп | |
6 |
Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности» |
Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп |
Ноябрь |
Воспитатели дошкольных групп |
7. |
Совместное заседание МО Общие понимания и требования готовности ребенка к школе |
1.Выработать педагогами |
Ноябрь |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
8. |
Изучение воспитателями |
Показать разнообразие программ в начальной школе. Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы. |
Сентябрь - апрель |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
9. |
Праздник “Мы теперь – ученики”. |
Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”. Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. |
Ноябрь |
Учителя начальных классов |
10 |
Семинар-практикум «Использование |
Знакомство с новыми образовательными технологиями (приглашение специалистов РИПКРО) |
Ноябрь |
Администрация школы |
11. |
Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольных групп) |
1.Создание условий для 2. Обеспечение успешной |
Октябрь - апрель |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
12 |
Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп |
Создание условий для |
Декабрь |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
13. |
Проведение совместного |
Выявить особенности программ по речевому развитию Подготовить к школе воспитанников дошкольных групп согласно программным требованиям ДОУ и школы. |
Декабрь- февраль |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
14 |
Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества |
Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника |
Февраль |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
15. |
Проведение тестирования по определению школьной зрелости в области экологического образования. |
Выявить уровень школьной зрелости
у воспитанников Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень экологической зрелости. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем экологического образования и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. |
Апрель-май |
Психолог Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
16. |
Проведение совместного |
Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района. Сформулировать задачи дошкольных групп и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольных групп к обучению в школе. |
Март |
Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
17. |
Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей» |
Познакомить воспитанников дошкольных групп со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. |
Март |
Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
18 |
Праздник «Масленица» |
Совместная организации |
Март |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
19. |
Организация тематической творческой выставки: “Экология и я” |
1. Выявить творческий потенциал экологического образования детей предшкольного и школьного возраста. |
Апрель |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
20. |
Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” |
Помощь родителям в решении педагогических проблем. |
Март - май |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
21 |
Выставка «Животный и растительный мир глазами детей» Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе |
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп | ||
22 |
Методическое объединение логопедов. Обсуждение вопросов преемственности.. |
Обсуждение проблем речевого развития дошкольников и учащихся начальных классов |
Администрация | |
23. |
“День открытых дверей” (по отдельному плану) |
Показать с помощью Обозначить для родителей Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе. |
Март |
Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
24 |
Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года |
Определение уровня готовности к обучению в школе |
Март |
Психолог |
25 |
Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года» |
Обсуждение проблем в |
Март |
Психолог Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп |
Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки |
Путешествие по школьным станциям |
Апрель |
Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп | |
16. |
Праздник “Прощай, Азбука!” |
1 Создать для будущего 2. Создать для учащихся 1-го класса
условия возникновения |
Май |
|
127. |
Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы |
Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности. |
Апрель-май |
|
28. |
Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” |
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе. |
Май |
Воспитатели дошкольных групп |
29 |
Педагогический совет «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в области экологического образования» Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый 2011-2012 учебный год. Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы |
Подведение итогов по реализации программы преемственности через экологическое воспитание |
Май |
Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп Психолог |
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует утверждать, что данная совместная работа д/с и начальной школы по вопросам преемственности выявила:
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2.Создание сопряженных
учебных планов и программ, их
согласование в отдельных
3. Определение структуры
и содержания учебно-
4. Разработка единых
для дошкольных групп и
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы
диагностических тестов и
Вся совместная деятельность воспитателей и учителей ориентирована на модель экологического образования дошкольника, его готовности к школьному образованию. Полученный результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризуют представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник.
Тема настоящего исследования связана проблемами педагогической теории и практики в области преемственности между детским садом и начальной школой. Это и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы преемственности в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточность опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, а также противоречия между: ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, между фрагментарностью экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и необходимостью комплексного подхода, интегрирующего экологические знания в различные предметные области дошкольного и школьного образования; между необходимостью выявления педагогических условий обеспечения преемственности экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.
Данным исследованием
затрагиваются и такие
Обосновав во введении актуальность темы исследования, определив уровень научной разработанности его проблемы, выявив целый комплекс противоречий, требующих скорейшего и эффективного разрешения, сформулированы основные параметры данного исследования: объект и предмет, цель и задачи, описаны методологические основы и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Рассматривая теоретические основы непрерывного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, был проведен ретроспективный анализ данной проблемы в отечественной педагогической теории и практике, были затронуты некоторые теоретические аспекты процесса непрерывного экологического образования и концепции современного естествознания. Выполняя задачу построения цельной и логически непротиворечивой картины мира, экообразование стало важнейшим компонентом современных образовательных систем.
В рамках настоящего исследования
мы определяли процесс преемственности эколог
Проблема преемственности между дошкольной и школьной ступенями экологического образования рассматривалась нами не только как подготовка детей к обучению в школе, но и как основа формирования научного мировоззрения и современной картины мира в непрерывном процессе естественнонаучного образования, где основную роль в решении этой задачи предстоит выполнить средней общеобразовательной школе и другим массовым образовательным учреждениям, а именно: дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей. Целостная структура процесса непрерывного естественнонаучного образования детей в системе «детский сад - начальная школа», предопределенная направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, характеризуется тесной взаимосвязью ее основных компонентов и отражена в модели преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенной на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики, состоящей из четырех блоков: процессуального, содержательного, деятельностного и критериального и создающей возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса.
Участники процесса естественнонаучного образования - дошкольники (старшая и подготовительная группы) и младшие школьники (1-4 кл.), воспитатели, учителя начальных классов, администрация детского сада и школы, родители, условия обучения. Преемственность процесса экологического образования в педагогической системе «детский сад -начальная школа» характеризует преемственность в целях, в содержании, в организации деятельности, в достигаемых при этом результатах.
Основной целью
Данное исследование
может быть продолжено в таких
направлениях как организация процесса
преемственности в