Валеологичнское воспитание школьников в процессе обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни……….5
Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе
других наук…..………..………………..………………………………...5
Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии –
основная задача валеологизации………………………………………
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий
в учебном процессе………………………………………………………….19
2.1 Здоровьесберегающие технологии в образовании….…………………..19
2.2 Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии…………………………………………………………..
2.3 Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………...…………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по вербицкой.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

 

 

 

1.2 Формирование  культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

В настоящее  время в нормативных документах Министерства образования и науки  и Министерства здравоохранения  и социального развития России активно  используется понятие «культура  здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты, касаясь определения культуры здоровья, на первый план выдвигают его физическую составляющую, забывая при этом о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия. Достаточным считалось определение достигнутого уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии же психического здоровья оставались за кадром. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Просветительская работа по вопросам по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню [5].Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Проблемы формирования культуры здоровья разрабатываются  в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как   Л.Х. Гаркави, Н.И. Куиджи  [12, 27]. В отечественной педагогике раскрываются психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения (В.И. Бондин, Л.П. Годовникова, А.И. Кочетов, И.Д. Зверев, Н.А. Заруба, Н.К.Смирнов,  и др.), медицинские стороны культуры здоровья исследовали, А.И. Воложин, Е.А. Бабенкова,  Г.Л. Апанасенко [7,14,21,11,4]. Ряд специалистов выдвигают идеи "здравостроительства", "здравостроения" (Г.А. Кураев, И.И. Брехман и др.), расширяя рамки понятия "физическое воспитание" [8,28].

Для решения задач  формирования культуры здоровья у школьников необходима совместная деятельность учителей и семьи. Эти вопросы  рассматривала  в своих работах М.В. Антропова [2]. Требования к проектированию здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования раскрыты в трудах П.П. Абаскаловой [1]. В последние годы появилось ряд работ по реализации здоровьесберегающих технологий.

      Раскрывая сущность и структуру понятия «формирование культуры здоровья», мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: «здоровье», «культура», «культура здоровья», «формирование», «формирование культуры здоровья».

   Как известно, в научной литературе – медицинской,  педагогической, психологической, социальной  и т.д. – представлено большое  количество определений понятия  «здоровье», которое уже в исторически  отдаленные времена связывалось  с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике [11].

   Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В последние десятилетия в современной физиологии, психологии и педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психических и духовных возможностей и ограничений. В связи с этим актуальной становится задача более глубокого раскрытия потенциальных возможностей человека, что неосуществимо без обеспечения всей полноты его здоровья как основополагающего фактора долгой и полноценной жизни, высокого творческого потенциала и работоспособности [4].

   Переход  от здоровья к болезни можно  рассматривать, как процесс постепенного  снижения способности организма  приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что приводит в итоге к снижению его общественных, социальных и трудовых функций [4].

   Характеризуя концепцию проектирования здоровья, следует остановиться на определении понятия здоровья, представленном в Уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ): «здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней», и на определении Казначеева(1978): «здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических  и психических функции, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [23].

   Исходя  из данных определений при создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, необходимо взять за концептуальную основу понятия физического, психического, и социального компонентов здоровья человека.

      Под физическим (соматическим) уровнем  здоровья следует понимать такую совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с его возрастом, полом (социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции [28].

   Очень  часто физическое здоровье человека  ассоциируется со способностью  человека к эффективной поведенческой  активности, в качестве характеристик  которой выступают координированность, скорость и сила, и в этом  случае критериями здоровья человека являются спортивные достижения, производственные успехи, физическая работоспособность [7].

   Более  глубокие психолого-физиологические  подходы опираются на специфику  и широту адаптивных перестроек, норму адаптации базовых механизмов  жизнеобеспечения, на механизмы обеспечения основного обмена и постоянства внутренней среды организма [12], активного взаимодействия с окружающей средой с участием опорно-двигательной системы, висцеральных органов, вегетативной и центральной нервной системы [11].

   Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических, свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций. Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе формирования личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных (семейных, политических и т. д.) потребностей, замыслов и целей. Однако уровень субъективной неудовлетворённости человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях, определяющих деформацию его текущего психического состояния и нездоровье [20].

   Здоровье  человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [22].

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье [22].

В нашем исследовании мы отталкивались от определения  культуры здоровья, предложенной О.Л. Трещевой, как интегральной характеристики личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровьях.

       Разработка понятийного аппарата  нашей работы позволила уточнить  базовое понятие «формирование культуры здоровья». С учетом современных подходов к формированию личности, а также различных положений по вопросу культуры здоровья в своем исследовании мы пришли к следующему рабочему определению понятия «формирование культуры здоровья» у школьника как процесса создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

     Сформировать  культуру здоровья, у школьников  возможно создав в образовательном  учреждении здоровьесберегающее  воспитательное пространство.

    Таким  образом, культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, образования.

1.3 Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

   Трудности  адаптации и обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении учащихся, их успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но причины возникновения трудностей, их физиологические и психологические механизмы, этиология могут быть совершенно разными.  Поэтому помощь детям и подросткам в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменение нежелательного поведения как такового, а на устранение его причин. Здоровьесберегаюшее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [21].

      По мнению специалистов, одним  из важнейших факторов риска для здоровья детей в настоящее время является сама образовательная среда. Сюда следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-репродуктивный стиль обучения, ведущий к диктату учителя и делающий ребенка пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; гиподинамия; отсутствие в процессе обучения учета индивидуально-типологических особенностей обучающихся; низкий уровень культуры поведения; слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы.

   Успешность  адаптации к обучению зависит  также от факторов, которые можно  учесть в пределах урочной  деятельности: уровня подготовленности к школе, возраста, с которого начинается систематическое обучение, состояния здоровья, рационализации режима дня, успешной социализации в коллективе, факторов, влияющих на сохранение здоровья.

   Физиологическая стоимость урока  определяется трудностью изучаемого материала (объем, сложность, степень новизны) и длительностью урока.

   В. Н.  Ирхин и И. В. Ирхина (1998), опираясь  на разработки С. М. Громбаха (1982), предлагают ориентировочную  классификацию для определения  степени трудности урока (табл. 1).

Таблица 1

Определение степени трудности урока

 

Степень трудности

Насыщен-

ность учебными элементами (законы, понятия, факты, способы  деятельности)

Характер деятельности

Уровень формирования знаний и умений

Низкая

От 1 до 5

Репродуктив-

ный

Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий

 

 

 

 

 

По  по образцу

Средняя

От 5 до 8

Частично - поисковый

Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуаци

Высокая

Свыше 8

Исследова-

тельский

Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях

Информация о работе Валеологичнское воспитание школьников в процессе обучения биологии