Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:16, курсовая работа
Актуальность темы. Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни……….5
Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе
других наук…..………..………………..………………………………...5
Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии –
основная задача валеологизации………………………………………
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий
в учебном процессе………………………………………………………….19
2.1 Здоровьесберегающие технологии в образовании….…………………..19
2.2 Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии…………………………………………………………..
2.3 Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………...…………...27
Безусловно, степень
трудности урока можно снизить
за счет его позитивной эмоциональной
насыщенности, внедрения разнообразных
техник, увеличивающих
Большое значение
имеет насыщенность урока
Чрезмерная длительность
урока и отдельных видов
Исследованиями
М.М. Безруких установлено,
Утомляющее воздействие урока снижается за счет рациональной организации учебного процесса, применения современных методов и средств обучения, соответствия учебного материала возрастным и индивидуальным возможностям школьников [6].
Существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность детей и подростков на уроке оказывает окружающая среда.
Воспитательно-образовательный
процесс должен строиться
В период
компенсаторной перестройки (
Признаки утомления у ребенка во время урока можно разделить на следующие группы:
1. На поведенческом уровне - снижается производительность и качество учебной деятельности; увеличивается количество ошибок, в том числе и неграмматических (например, «коророва»); нарушается координация движений (изменяется почерк); наблюдается двигательное беспокойство, младшие школьники роняют на пол ручки;
2. На физиологическом уровне - нарушается функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая позволяет организму мобилизовать все наличные резервы в трудной ситуации. При утомлении возрастает влияние парасимпатического отдела провоцирующего повышение потливости (особенно рук), усилении продукции желудочного сока. Уставший ребенок начинает просить: есть, жалуется на боль в животе, ему требуется посещение туалета. Затрудняется выработка условных связей; повышается инертность нервных процессов; в клетках мозгового вещества ЦНС, в нервных центра развивается процесс охранительного торможения, предотвращают «истощение» нервных клеток. Есть и гуморальный признак утомления в организме накапливается молочная кислота, недоокисленный продукт обмена веществ.
3. На психологическом уровне - нарушается концентрация внимания, появляется рассеянность, субъективное чувство усталости, снижается качество когнитивных функций.
Изменения в организме,
Если на признаки утомления вовремя не обратить внимания, то развивается переутомление - патологическое состояние, которое требует лечения.
Симптомами переутомления
Таким образом, от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
2.1 Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие
образовательные технологии», п
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных
мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками,
и собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной технологии, ее коррекция
в соответствии с имеющимися данными.
4. Использование
разнообразных видов
здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных
на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров
О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
Информация о работе Валеологичнское воспитание школьников в процессе обучения биологии