Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 18:21, доклад
Воспитание возникло с момента выделения человека из животного мира 2-3 млн. лет назад. Однако, в это время оно было стихийным и не являлось особой функцией деятельности. Воспитание как особый вид деятельности появилось задолго до возникновения организованных систем воспитания и образования и датировано 40 тыс. лет назад.
Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития
1.Зарождение
воспитания и обучения в
Воспитание возникло с момента выделения человека из животного мира 2-3 млн. лет назад. Однако, в это время оно было стихийным и не являлось особой функцией деятельности. Воспитание как особый вид деятельности появилось задолго до возникновения организованных систем воспитания и образования и датировано 40 тыс. лет назад.
Изучение данного периода представляет трудность, так как зарождение воспитания хронологически отдалено, поэтому основные источники не педагогического, а культурно-исторического характера (археологические находки, этнографические данные, народный фольклор, игры, обряды и т.д.).
Археологические находки.
Археология – наука, которая воссоздает исторический процесс по вещественным находкам.
Орудия труда, оружие – изучение которых позволяют проследить как изменялось, совершенствовалось, что невозможно без накопления и передачи знаний об обработке камня.
Наскальные изображения дают возможность судить о сценах охоты, обрядах, ритуалах, бытовой жизни, что важно в выделении культурно-исторических предпосылок воспитания.
Вместе с тем, при археологических раскопках находят остатки древних людей. И вот здесь имеет место соприкосновение археологии и палеоантропологии.
Палеоантропология – раздел антропологии, изучающий костные остатки ископаемых людей.
Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической эволюции человека и его рас.
Это подтверждается и этнографическими данными.
Этнография – наука, изучающая состав, происхождение, расселение культурно-исторических отношений народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.
Объектом изучения ученых-этнографов являлись племена Африки, Австралии, Южной Америки, которые в XIX - XX вв. находились на стадии первобытнообщинного строя. У них существовало половозрастное разделение труда.
Анализ и составление источников позволяет дифференцировать предпосылки воспитания как природные, связанные с биологической сущностью человека, так и культурно-исторические связанные с особенностями жизни в социуме.
К первым относятся: наследственность, длительное детство человека, сложность адаптации к природной среде;
к культурно-историческим – семейные традиции и предписания; господствующий образ жизни, предрассудки, сложность адаптации к социальной среде; опыт коллективной деятельности; дифференциация деятельности по половому и возрастному признаку.
Развитие первобытного общества способствовало к переходу и более высокой стадии общественного воспитания, что нашло отражение в возникновении организованных форм воспитания детей (инициации, дома молодежи)
Воспитание в первобытном обществе:
Информация о работе Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития