Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6
1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………
1.1.Проблема подготовки
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия
взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи в процессе
подготовки дошкольников к
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи на
этапе подготовки старших дошкольников
к школьному обучению……………………………………………………….
2.2.Методические рекомендации
педагогам по организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЯ…….……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста.
Центральное место в формировании
личности ребенка занимает семья. По
мнению исследователей, именно от неё
на 70% зависит, каким вырастает человек,
какие черты характера
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (В.Н. Мясищев).
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения (В.Н. Мясищев).
Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, а также известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и др.
В связи с этим мы выбираем следующую тему исследования «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
2. Рассмотреть формы
3. Определить педагогические
условия эффективного
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:
Методы исследования:
База исследования: исследовани
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1.1. Проблема подготовки
ребенка к школе в
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.
Подготовка к школе - это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому развитию маленькой личности.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца [13, 16]. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным [27, 120]. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни [2, 48]. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание
умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста
яркое восприятие, легко переключаемое
внимание и хорошая память, но произвольно
управлять ими он еще как следует,
не умеет. Он может надолго и в
деталях запомнить какое-то событие
или разговор взрослых, возможно, не
предназначавшийся для его
В-третьих, формирование мотивов,
побуждающих к учению. Имеется
в виду не тот естественный интерес,
который проявляют ребятишки-
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание готовности к школе [17, 67].
Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание
Российские психологи
под психологической
Готовность ребенка к школьному обучению определяется целым рядом критериев биологических, психологических и социальных. Основой данного ряда является биологический комплекс критериев, позволяющий судить об уровне адаптационной готовности различных органов, систем и функций организма ребенка к школьным нагрузкам. При этом для диагностики прогностической перспективы освоения программы начальной школы важно иметь критерии, указывающие какая часть выявленного уровня готовности достигнута ходом естественного развития и что в этом уровне, а точнее сколько, сформировано в результате целенаправленных педагогических воздействий. В связи с этим, готовность ребенка к школьному обучению – это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения.
Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей [3, 20].
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов [5, 96]. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.