Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

Очевидна важность совершенствования  содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного  учреждения в этом случае выступает  как воспитатель детей и партнер  родителей. От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьей зависит как характер, так и  результативность контактов между педагогами и членами семьи[8, 65].

Наиболее эффективными они  будут при условии, когда взаимоотношения  строятся на осознании необходимости  целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом  их можно сформулировать как желание  и умение взаимодействовать и  уважать друг друга.

Вовлечение родителей  будущих первоклассников в процесс  подготовки детей к школе повысит  уровень готовности детей к школе  при соблюдении следующих условий:

  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе, суть этого условия заключается в повышении активности родителей в подготовке детей к школе, систематизации имеющихся у них знаний, вооружении практическими приемами работы с детьми. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.

Задачи психолого-педагогического  просвещения: вооружить родителей  основами педагогических знаний, необходимых  для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечивать единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Формы психолого-педагогического  просвещения родителей очень  разнообразны. Ведущая роль в них  принадлежит педагогу: темы, рассматриваемые  во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся  в направлении, которое им кажется  необходимым. Консультации близки к  беседам, главное их отличие в  том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный  совет. Консультации могут быть плановыми  и неплановыми, индивидуальными  и групповыми[11, 25].

В процессе общения не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья - глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать  ее возросшие воспитательные возможности.

  1. Проведение  совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами. Это предполагает использование открытых занятий с детьми в ДОУ для родителей, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.
  2. Включение родителей будущих первоклассников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения оно предполагает ознакомление родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствование преодоления поверхностного суждения о роли детского сада, оказание практической помощь семье.

Критериями  «включенности» родителей в образовательный процесс  отражются количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Исходя из предложенных критериев  можно выделить три группы родителей:

1. Родители – лидеры, которые  умеют и с удовольствием участвуют  в воспитательно-образовательном  процессе, видят ценность любой  работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители,  которые принимают участие при  условии значимой мотивации.

3. Родители – критические  наблюдатели. Изменение восприятия  родителей как участников образовательного  процесса привело к изменению  понимания типов семей: активные  участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности  своих детей; заинтересованные, но  желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»[15, 35].

Всё это поможет воспитателю  найти дифференцированный подход к  родителям во время проведения совместных мероприятий.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

- проявление у родителей  интереса к содержанию образовательного  процесса с детьми;

- возникновение дискуссий,  диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы  родителей ими самими; приведение  примеров из собственного опыта;

- увеличение количества  вопросов к педагогу, касающихся  личности ребенка, его внутреннего  мира;

- стремление взрослых  к индивидуальным контактам с  воспитателем;

- размышление родителей  о правильности использования  тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности  при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение  дискуссионных вопросов.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут  проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и  «наблюдателей» станут активными участниками  встреч и помощниками воспитателя  и администрации ДОУ, так как  тем самым создастся атмосфера  взаимоуважения. А позиция родителей  как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными  участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более  компетентными в воспитании детей[6, 31].

Таким образом, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с родителями позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В связи с этим необходимо вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе для повышения уровня готовности детей к школе, при этом необходимо соблюдать следующие условия, которые мы рассмотрели в данном пункте:

  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  2. Проведение  совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами.
  3. Включение родителей будущих первоклассников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

 

 

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

 

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное  образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного  детства. Компонентами готовности к  школе у старшего дошкольника  являются: психологическая, интеллектуальная, эмоциональная, нравственно-волевая, физическая готовность, а также, что особенно важно в первые месяцы обучения в школе, – готовность дошкольника в сфере общения. Структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-значимые качества) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.

Отличительной чертой подхода  отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки  зрения наших авторов, к числу  компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Для подготовки детей к  школе необходимо  выстраивать  взаимодействие с родителями, развивать  и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные  формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные  мероприятия, игры и т.п.

Анализ  педагогических наблюдений свидетельствует о необходимости  нововведений в сотрудничество с  родителями. Необходима разработка и  внедрение системы работы для  активного включения родителей  в жизнь ДОУ. Все это позволяет  рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи  с этим, вопрос поиска и осуществления  современных форм взаимодействия дошкольного  учреждения с семьей на сегодняшний  день является одним из самых актуальных.

Нами были определенны  педагогические условия, способствующие готовности старшего дошкольника к  школе:

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • Проведение  совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами.
  • Включение родителей будущих первоклассников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ

 

 

     

2.1. Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению   

 

В данном параграфе рассмотрим  цели, задачи экспериментальной работы и содержание экспериментальной  работы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки дошкольников к школе.

Цель: анализ взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старшего дошкольника к школе.

Задачи:

  1. Выявить начальный уровень психической готовности старшего дошкольника к школе.
  2. На основе анализа плана МБДОУ (ЦРР) д/с №70 выявить основные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в  2012г.

В процессе опытно-экспериментальной работы подготовительный этап (констатирующий эксперимент), главной целью которого было первоначальное выявление уровня психологической готовности дошкольников в условиях ДОУ.

Под психологической готовностью  понимается, прежде всего, уровень интеллектуального  развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения.

Психологи выделяют 2 аспекта  психологической готовности ребенка  к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная.  

В интеллектуальном плане  у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

Речь идет об овладении  началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности (выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы).

Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) нами был подобран комплекс методик, позволяющий исследовать интересующую нас проблему с разных сторон. Материал для диагностики представлен в Приложениях 1-4.

Данные индивидуальной педагогической диагностики - результаты выполнения заданий  и уровень оказанной ребенку  помощи –были занесены  в протокол обследования. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20-25 минут.

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе