Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6
1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
Очевидна важность совершенствования
содержания, форм и методов сотрудничества
детского сада и семьи во всестороннем
развитии ребенка. Педагог дошкольного
учреждения в этом случае выступает
как воспитатель детей и
Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.
Вовлечение родителей
будущих первоклассников в
Задачи психолого-
Формы психолого-педагогического просвещения родителей очень разнообразны. Ведущая роль в них принадлежит педагогу: темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми[11, 25].
В процессе общения не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья - глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы.
Таким образом, индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.
Критериями «включенности» родителей в образовательный процесс отражются количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Исходя из предложенных критериев можно выделить три группы родителей:
1. Родители – лидеры, которые
умеют и с удовольствием
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические
наблюдатели. Изменение
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей
интереса к содержанию
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы
родителей ими самими; приведение
примеров из собственного
- увеличение количества
вопросов к педагогу, касающихся
личности ребенка, его
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей
о правильности использования
тех или иных методов
- повышение их активности
при анализе педагогических
И если описанная выше работа
с родителями и её анализ будут
проводиться в системе и не
«на бумаге», то постепенно даст определенные
результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» станут активными участниками
встреч и помощниками воспитателя
и администрации ДОУ, так как
тем самым создастся атмосфера
взаимоуважения. А позиция родителей
как воспитателей станет более гибкой,
так как они стали
Таким образом, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с родителями позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В связи с этим необходимо вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе для повышения уровня готовности детей к школе, при этом необходимо соблюдать следующие условия, которые мы рассмотрели в данном пункте:
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Компонентами готовности к школе у старшего дошкольника являются: психологическая, интеллектуальная, эмоциональная, нравственно-волевая, физическая готовность, а также, что особенно важно в первые месяцы обучения в школе, – готовность дошкольника в сфере общения. Структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-значимые качества) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.
Отличительной чертой подхода
отечественных психологов к данной
проблеме является выделение в качестве
ведущих мотивационной и
Для подготовки детей к школе необходимо выстраивать взаимодействие с родителями, развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Анализ педагогических наблюдений
свидетельствует о
Нами были определенны педагогические условия, способствующие готовности старшего дошкольника к школе:
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению
В данном параграфе рассмотрим цели, задачи экспериментальной работы и содержание экспериментальной работы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки дошкольников к школе.
Цель: анализ взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старшего дошкольника к школе.
Задачи:
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2012г.
В процессе опытно-экспериментальной работы подготовительный этап (констатирующий эксперимент), главной целью которого было первоначальное выявление уровня психологической готовности дошкольников в условиях ДОУ.
Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения.
Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная.
В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Речь идет об овладении началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности (выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы).
Для проведения экспериментального
исследования (констатирующего эксперимента)
нами был подобран комплекс методик,
позволяющий исследовать
Данные индивидуальной педагогической диагностики - результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи –были занесены в протокол обследования. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20-25 минут.