Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);
Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................
По мнению Е.П. Кузьмичевой, важным событием для ребенка и его семьи могут стать посещения учителем-сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы [17].
Целесообразно связывать
Е.Г. Речицкая считает эффективным использование индивидуальной работы с родителями и коллективных форм [29]. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы.
Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания родителей проводят 2—3 раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.
По мнению Л.А. Головчиц, на групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы [10]. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Важно, характеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая характеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не понимает и т. д.
Трудности, возникающие в работе с ребенком, необходимо раскрывать в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собраний требует тщательной подготовки педагогов. Это подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного материала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фотографии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждаемым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приурочивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подготовленных совместно родителями и детьми.
Т.И. Обухова утверждает, что конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лекториев для родителей [25].
Университет или лекторий для родителей предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.
По мнению Л.А. Головчиц, тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др. [10].
Консультации для родителей. По мнению Л.А. Головчиц, при проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое [10].
Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме [29].
По мнению Е.Г. Речицкой, важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье [30]. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим актуальным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знакомство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, которые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка, утверждает Л.А. Головчиц [10].
Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших группах, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей. По мнению Е.Г. Речицкой, открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким образом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблюдать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы [29].
Важнейшей задачей сотрудников образовательного учреждения является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.
Л.П. Назарова считает, полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото и видеосъемке детей. Родители могут помогать педагогам в подготовке дидактического материала (табличек, книжек-самоделок, наборных полотен, дидактических игр), размножении методических материалов [20].
По мнению Л.А. Головчиц, одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей [10]. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, лепными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. М.А. Поваляева считает, что при обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе [27].
В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Целесообразно иметь данные организационного порядка: состав детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в детском саду.
Выводы по материалам 1 главы
Обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил заключить, что система педагогической деятельности в отношении лиц с нарушением слуха складывалась как особая форма отражения ценностных ориентации и культурных норм общества и соотносилась с эволюцией общественных отношений, к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Специфическими функциями семьи,
воспитывающей ребенка с нарушением слуха
являются: реабилитационно-
Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.
Родителям необходимо создать в семье условия благоприятные для развития ребенка, проводить целенаправленную и систематическую работу по развитию слуховой функции и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводам.
Во-первых, изучение разнохарактерных проблем работы с семьей ребенка с нарушением слуха, показало, что данная категория семей, как приоритетная сфера социальной поддержки требует особого внимания общества.
Во-вторых, изучение проблем данной категории семей, выступает как необходимое условие для разработки основных направлений при взаимодействии образовательного учреждения и семьи.
В-третьих, под взаимодействием образовательного учреждения и семьи, имеющей ребенка с нарушением слуха, мы понимаем особую форму сотрудничества, в процессе которой специалисты, учитывая особенности данной категории семей, создают условия для становления родителей субъектами реабилитационного процесса.
В-четвертых, рациональная организация работы образовательного учреждения с семьей может способствовать социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха, а также их семей в общество.
В-пятых, взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха будет осуществляться эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
В последнее время в нашей стране увеличивается численность детей с нарушением слуха. И здесь особенно остро стоит вопрос о правильной организации их обучения и воспитания. Эта доля ответственности падает не только на педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, но в большей мере на родителей этих детей. Ведь без искренней поддержки родителей не будет происходить полноценного развития детей.