Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);
Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей с нарушением слуха.
Результаты проведенного
Присутствие в семье ребенка с нарушением слуха создает в ней совершенно особую обстановку. Эта «особость» часто создается самими родителями, формирующими в отношениях к больному у других, здоровых детей, или ситуацию отстранения конфликтности или равенства и взаимопонимания. От наличия таких реакций во многом зависит, будут ли у ребенка с нарушением слуха формирующими регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, сопутствующие неприятности и эмоциональным взрывам, или же любви и приятия.
Исходя из этого, ведущей идеей повышения
эффективности педагогической работы
с семей, имеющей ребенка с нарушением
слуха, нами была определена следующая
- на основе нетрадиционных форм и методов
работы с родителями организовать гуманное
демократическое воспитание и обучение
детей в
семье, при котором педагоги и родители,
руководствуясь принципами единого подхода
в воспитании и обучении детей, постоянно
обмениваются опытом, внедряя в практику
наиболее ценные, передовые приемы воздействия
на детей с нарушением слуха.
Концептуальные положения работы:
Первичное обследование семей, имеющих детей с нарушением слуха, позволило получить нам результаты, которые свидетельствуют о необходимости определения наиболее оптимальных направлений работы с родителями, в рамках образовательного учреждения. В комплексной работе с родителями участвуют все специалисты через различные этапы этой работы. Все это получило отражение в разработанном нами механизме взаимодействия образовательного учреждения и семьи, имеющей ребенка с нарушением слуха.
Механизм предусматривает более тщательное обследование семьи, более глубокую заботу о ней, а также решает возникающие юридические, социальные, психологические проблемы.
В соответствии с результатами предыдущих этапов исследования было выявлено, что основными принципами работы с родителями являются принцип комплексного подхода к организации реабилитационного процесса, принцип единства диагностики, принцип сотрудничества.
Определив ряд принципов работы педагога с семьями, воспитывающими детей с нарушенным слухом, рассмотрим содержание предлагаемого нами механизма повышения эффективности педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха.
Образовательное учреждение свое взаимодействие с родителями детей с нарушением слуха должно осуществлять поэтапно.
Апробация предлагаемого механизма взаимодействия осуществлялась нами частично, в основном на третьем этапе проекта в форме консультативной помощи родителям учащихся 6-го класса КСКОУ "Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 - 2 вида".
Остановимся подробно на описании каждого этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - ЭТАП ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.
Первичная диагностика ребенка
и его семьи (с учетом данных психолого-медико-
Формы: социально-педагогическое обследование ребенка, анкетирование, тестирование, экспресс-опрос родителей, наблюдение.
По результатам диагностики определяются возможности родителей в реализации программы работы с ребенком.
В нашем исследовании первый этап реализован в рамках констатирующего эксперимента.
ВТОРОЙ ЭТАП - ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ.
Образовательное учреждение в лице администрации, классных руководителей и всех специалистов со всеми родителями детей проводит общее собрание. Его цель - познакомить родителей с особенностями работы КОУ и требованиями специалистов. Родители должны четко представлять свои обязанности и права.
Информирование родителей целесообразно осуществлять также и в других формах:
Анализ работы педагогов с родителями детей с нарушением слуха показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
-педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
-содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества педагогики не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей;
-довольно часто педагоги, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания детей с нарушением слуха, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что есть необходимость в проведении систематической работы по повышению уровня знаний, умений и навыков педагогов в области сотрудничества с семьей.
На втором этапе педагогам было рекомендовано использовать различные формы работы, при этом, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей, беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.
На данном этапе работы, специалистами проводимыми диагностику составляется комплексный план психолого-педагогической работы. План-программа работы с ребенком обязательно согласовывается с родителями ребенка. Таким образом, мы возлагаем определенную долю ответственности на родителей, что логично влечет за собой выполнение требований.
Непосредственно содержание механизма взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей с нарушением слуха нашло свое отражение на третьем этапе нашей работы.
ТРЕТИЙ ЭТАП - ЭТАП УСТАНОВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СВЯЗЕЙ.
Полученные сведения анализируются, после чего определяются условные группы родителей, объеденных одними и теми же проблемами. Для осуществления индивидуальной помощи специалистами определяются задачи по работе с каждой семьей, составляется комплексный план из трех блоков: коррекционно-педагогический, психологический, медицинский.
На третьем этапе проекта решались следующие задачи:
4.Сформировать адекватные взаимоотношения между взрослыми (родители, педагоги) и детьми.
Нами были определены следующие активные направления работы с семьей:
Рассмотрим работу каждого из этих направлений.
I. Родительский клуб. (Школа для родителей).
В рамках Родительского клуба родителям предоставляется возможность: узнать о наших программах работы с семьей; встретиться с помощником (родителем такого же ребенка, но уже имеющим определенный опыт и оказывающим поддержку другим семьям); воспользоваться библиотекой, состоящей из следующих раздело: воспитание, реабилитация, психологические моменты в развитии ребенка с нарушениями в развитии, правовые вопросы, справочники и др.; с помощью нашего специалиста (врача, педагога, психолога) получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением и воспитанием; проконсультироваться у юриста о правах семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.
Родительский клуб создан для общения и взаимодействия родителей детей с нарушением слуха. Клуб дает семьям возможность: познакомиться и поговорить друг с другом, для взаимопомощи; выразить и обосновать свои чувства; выяснить полезные и бесполезные действия, полагаясь на опыт других родителей; получить психологическую поддержку и помощь в основных семейных проблемах воспитания и введения жизни ребенка с нарушением развития.
Основные цели родительского клуба - психологическая и информационная поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха, помощь семье в решении эмоциональных проблем в развитии ребенка, формирование у детей социальной компетентности, расширение запаса представлений об окружающем мире, далее интеграция ребенка и его семьи в общество. Важно отметить, что занятия для детей и родителей являются групповыми. План занятий строится с учетом запроса и интересов сформированной группы.
Родители общаются друг с другом и имеют возможность поделиться своим собственным опытом и использовать опыт других родителей. Они получают информационную и психологическую поддержку специалистов.
Занятия с детской группы ведут психологи и педагоги-дефектологи, с привлечением необходимого числа учителей. Содержание работы включает в себя игры, тренинги, концерты и т.д. На каждом занятии фиксируются изменения в поведении родителей, их активность, и, на основе этих наблюдений специалисты делают выводы о динамике и в соответствии с ними составляют прогноз всей работы. Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с нарушением слуха.
Данная работа предполагает повышение заинтересованности, открытости. Из пассивных получателей услуг, родители, по нашему мнению, станут главным составляющим звеном в реабилитации своих детей.