Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);

Содержание

Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 723.39 Кб (Скачать файл)

Для решения этой проблемы существуют разнообразные формы работы по организации взаимодействия учителя-сурдопедагога с семьей. Коррекционными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей.

 

 

2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы

Для изучения специфики взаимодействия образовательного учреждения и семьи детей с нарушением слуха были использованы следующие методы:

– анкетирование учителей-сурдопедагогов и родителей;

– беседа с сурдопедагогами;

– анализ педагогической документации;

– изучение аудиограмм детей.

Опишем подробно содержание каждого метода.

 Анкета для учителя-сурдопедагога

Цель: изучить специфику организации взаимодействия учителя-сурдопедагога с родителями детей с нарушением слуха.

Уважаемый учитель-сурдопедагог!

Просим Вас  искренне  ответить на волнующие нас вопросы. Заранее благодарим за помощь!

1.Считаете ли  Вы работу с семьей приоритетной?___________________

  1. Какие направления в работе с родителями детей с нарушением слуха Вы используете?_____________________________________
  2. Существует ли у Вас в школе родительский день, когда родители могут придти и проконсультироваться в индивидуальном порядке?________

       4. Принимают ли родители активное  участие в родительском дне?________________________________________________________

5.Какие формы  работы с семьей Вы используете:

    • решение педагогических задач;

консультации;

    • индивидуальную работу;
    • семинары;
    • родительский уголок,
    • круглые столы;
    • занятия с участием детей и родителей;
    • родительские конференции;
    • дискуссии;

другие (указать)

6. Как Вы считаете, каким  формам работы следует отдавать предпочтение?______________________

  1. Какое направление работы, по Вашему мнению, приветствуется родителями?________________________________________________
  2. Какие   трудности   Вы испытываете   при   работе   с   родителями?

__________________________________________________________

ФИО_______________________________________________

Место работы_________________________________________

Стаж работы _____________________________________

 

Анкета для родителей №1. (констатирующий этап)

Просим Вас  искренне  ответить на волнующие нас вопросы. Заранее благодарим за помощь!

1.ФИО, ребенка_____________________________________________________

2.Состав семьи:____________________________________________________

Мать ФИО_________________________________________________________

Место и характер работы___________________________________________

Возраст в момент рождения ребенка__________________________________

Образование_______________________________________________________

Отец ФИО_________________________________________________________

Место и характер работы___________________________________________

Возраст в момент рождения ребенка__________________________________

Место и характер работы___________________________________________

Образование_______________________________________________________

Другие члены семьи, проживающие или  отдельно или совместно принимающие участие в воспитании ребенка: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Бытовые  условия:________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Данные о  здоровье ребенка:________________________________________

__________________________________________________________________

Запланированная беременность или нет:_______________________________

От какой беременности (по счету) рожден ребенок:_____________________

От каких родов рожден ребенок:______________________________________

Особенности протекания беременности и родов:________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Сведения  о травмах и операциях:______________________________________

Хронические и частые заболевания:____________________________________

Учет у специалистов:______________________________________________

__________________________________________________________________

5. Особенности  воспитания ребенка:

 Где и кем  воспитывался до д/у:_______________________________________

Когда отдан в Д/У (возраст):_________________________________________


Как привыкал:_____________________________________________________

__________________________________________________________________


Наличие резких смен обстановки (переезды ,разлуки с матерью, отцом, близкими друзьями, переход в новый сад и т.п.)________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________Реакция  ребенка на них______________________________________________

__________________________________________________________________

6. Характеристика  развития ребенка:

Когда начал сидеть _____________, стоять _________, ходить __________, говорить ______________, как шло  развитие речи(медленно, быстро , логопедические  трудности и т.п.)____________________________

___________________________________________________________

Общий эмоциональный тон ребенка:___________________________________

Трудности в поведении:______________________________________________

7.Любимые занятия  и игры:

1-2года:___________________________________________________________

2-3года:___________________________________________________________

3-4года:___________________________________________________________

4-5лет:____________________________________________________________

5-____________________________________________________________

7лет_____________________________________________________________

Домашние обязанности, требования со стороны взрослых:_______________


Уровень самостоятельности:__________________________________________

8. Отношения с  членами семьи:_______________________________________

Со сверстниками:___________________________________________________

Типичные конфликты (с кем, как часто):_______________________________

__________________________________________________________________

Что вы считаете достоинствами ребенка:_____________________________

__________________________________________________________________

Что вы считаете его недостатками__________________________________

__________________________________________________________________

Какие фильмы передачи предпочитает смотреть ребенок по телевизору___________________________________________________________________________________________________________________________

Кто читает ребенку книги, какие и как часто:__________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Есть ли у Вас в семье совместные игры:_______________________________

Как вы проводите отпуск выходные дни_______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Анализ планов работы учителей-сурдопедагогов с родителями

Цель: выявить  специфику организации работы  учителя-сурдопедагога с родителями.

Анализ проводился по следующей схеме:

– на основе чего разработан план работы;

– как организована работа с родителями;

– какие формы работы с родителями используются.

Анкетирование родителей

Цель: выявить изменения в отношении родителей к сотрудничеству с коррекционным образовательным учреждением.

Анкета для родителей № 2 (контрольный этап)

Уважаемые родители!

Мы просим Вас ответить на некоторые интересующие нас вопросы. Пожалуйста, будьте по возможности искренни в своих ответах. Спасибо за участие!

1. ФИО родителя.

2.  Насколько  вы удовлетворены занятиями?

- полностью удовлетворен(а)

- частично

- неудовлетворен(а).

4. Какие именно  занятия произвели на вас наибольшее  впечатление?

5. Что не понравилось?

6. Изменилось  ли ваше отношение к сотрудничеству  с образовательным учреждением?

 

2.2. Описание результатов исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 - 2 вида" в 6 классе.

В нем участвовали:

- родители  - 8 человек;

-учителя-сурдопедагоги -2 человека.

На данном этапе эксперимента было проведено:

– анкетирование учителей-сурдопедагогов;

– анкетирование родителей;

– беседа с учителем-сурдопедагогом;

– анализ педагогической документации.

Проведя анкетирование  и беседы с учителями-сурдопедагогами  «КСКОУ школа-интернат I-II вида», мы получили следующие результаты:

Оба сурдопедагога считают работу с семьей важной и приоритетной, решение  данной программы  сурдопедагоги реализуют по-разному:

    • Сурдопедагог «КСКОУ школа-интернат I-II вида» Татьяна Александровна, в своей практике использует коррекционное и профилактическое направления:

- ведет разъяснительную и  просветительскую работу с родителями детей обучающихся в школе-интернате I-II вида (коррекционное направление);

- ведет просветительскую работу, рассказывает об особенностях слухового восприятия и об особенностях формирования произносительной стороны речи среди родителей детей обучающихся в школе-интернате I-II вида.

    • Сурдопедагог Людмила Ивановна «КСКОУ школы-интерната I-II вида» использует только коррекционное направление  в работе с родителями, она ведет пропаганду психолого-педагогических и просветительских знаний среди родителей детей посещающих школу-интернат I-II вида.

Среди форм и методов работы с родителями оказались популярными  коллективные, наглядные, индивидуальные формы работы: консультации родительские собрания, открытые занятия.

Из содержания анкеты мы узнали, что существуют родительские часы, но родители мало используют эту возможность.

На седьмой  вопрос анкеты: «Как вы считаете, каким формам работы следует отдавать предпочтение?»  сурдопедагоги дали, следующие ответы:

    • Людмила Ивановна считает, что это зависит от контингента  родителей, с которыми работаешь;
    • Татьяна Александровна считает, что нет таких форм, все формы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе беседы мы узнали, что наиболее удобными и интересными формами и методами работы с родителями для сурдопедагогов являются следующие:

    • Для Людмилы Ивановны интересна индивидуальная работа, среди удобных методов использования она отмечает наглядные методы.
    • Татьяна Александровна отметила: групповые формы работы и открытые фронтальные занятия.

На заключительный вопрос анкеты: «Какие трудности Вы  испытываете при работе с родителями» сурдопедагоги дали, следующие ответы:

    • Татьяна Александровна, сообщила, что основные трудности это: отсутствие инициативы и активности со стороны родителей и необразованность родителей в области сурдопедагогики, психологии, педагогики, медицины.
    • Людмила Ивановна  испытывает  следующие трудности:

-невыполнение требований;

-неправильная оценка  ребенка;

-отсутствие инициативы  и активности;

-слабые  педагогические знания.

Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха