Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
- выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе;
- обосновать основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического воспитания на современном этапе…………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе……………………......4
1.2. Основные средства и методы физического воспитания………………………………...9
2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников......14
2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании
учащихся……………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные формы и методы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии младших школьников……………………………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………………...29
Приложение……………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Воспитание физической культуры учащихся составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные средства и методы физического воспитания

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

Однако педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их использованием, а с другой — применением всего разнообразия методов физического воспитания [22, с. 59].

В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах – это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения, учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.   

Методы физического воспитания. [22, с. 60].

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного  упражнения

- игровой метод

- соревновательный  метод

- словесные и  сенсорные методы

1.Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

- твердо, предписанную  программу движений (заранее обусловленный  состав движений, порядок повторений);

- по возможности  точное дозирование нагрузки  и управление ее динамикой  по ходу упражнений, четкое нормирование  места и длительности интервалов отдыха;

- создание или  использование внешних условий, которые облегчали бы управление  действиями занимающихся (применение  вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием  нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

2.Игровой метод  может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3.Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это, прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4.Словесные и  сенсорные методы предполагают  широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

- дидактического  рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснение задания, правил их  выполнения);

- сопроводительного  пояснения (лаконичный комментарий  и замечания);

- указаний и  команд (как правило, в повелительном  наклонении);

- оценки (способ  текущей коррекции действий или  их итогов);

- словесного  отчета и взаиморазъяснения;

- само проговаривания, само приказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

- показа самих  упражнений;

- демонстрации  наглядных пособий;

- предметно-модельной  и макетной демонстрации (с помощью  муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

- кино и видеомагнитофонных  демонстраций (просмотр специальных  учебных кинофильмов; видеозаписей  выполнения упражнений);

- избирательно-сенсорной  демонстрации для воссоздания  отдельных параметров движений  с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

В общем, перечне сенсорных методов могут быть представлены:

- метод направленного  «прочувствования» движений, при  котором обращается внимание  на мышечные ощущения при различных  вариантах выполнения двигательного задания;

- метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных  ориентировок (флажков, мишеней, специальной  разметки зала);

- методы лидирования  и текущего сенсорного программирования,

в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

Вывод: Физическое  воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Эффективность физических упражнений во многом зависит от желания учащихся к их выполнению. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, вызывают привычку заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода).

Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

2.1. Общие проблемы взаимодействия  семьи и школы в физическом  воспитании учащихся

Взаимодействие семьи и школы обусловлено следующими обстоятельствами [12, с 50]:

-  единым объектом (субъектом) воспитания; 

-  общими целями  и задачами воспитания детей;        

-  возможностью  всестороннего изучения детей  и координации влияний на их  развитие; 

-   необходимостью  согласованности действий педагогов  и родителей; 

-  возможностью  объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка; 

- возможностью  взаимного обогащения семей, классного  и школьного коллективов, каждого  участника взаимодействия.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей [8, с.52].

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей [19, с. 48]:

-  обеспечение  качественного образования

-  развитие  профессиональных интересов и  подготовка детей к сознательному  выбору профессии;         

-  формирование  нравственности и культуры поведения  у учащихся; 

-  подготовка  школьников к семейной жизни; 

-  формирование потребности в здоровом образе жизни. 

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач. 

В работе с детьми [10, с. 10]:

-   воспитание  уважительного, заботливого отношения  к родителям; 

-   формирование  ответственности за свои поступки  перед семьей; 

- воспитание  чувства гордости за семью, стремление  поддерживать и развивать лучшие  семейные традиции.

В работе с родителями [10, с. 10]:

- формирование  у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном  процессе школы и класса;

-  формирование  субъектной позиции родителей  в работе

школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

-  формирование  психолого-педагогической культуры родителей;

-  развитие  отношений уважения и доверия  между родителями и детьми.

В работе с педагогами [10, с. 11]:

- формирование  понимания значимости сотрудничества  с семьей, роли педагогов в  формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в физическом воспитании младшего школьника