Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Актуальность. Личность учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Цель исследования. определить взаимосвязь профессинального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ………...10
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА…………..17
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.…..…………………………………….23
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА……….25
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..44
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ………...10
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА…………..17
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ
2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.…..…………………………………….23
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
ПЕДАГОГА……….25
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Личность учителя в педагогической
деятельности - это личность носителя
культуры и её творца, приемника и создателя
мирового педагогического опыта. По мировым
стандартам современный учитель - это
творческая индивидуальность, обладающая
оригинальным проблемно-педагогическим
и критическим мышлением, создатель многовариативных
программ, опирающихся на передовой мировой
опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий
их в конкретных педагогических условиях
на основе диагностического целеполагания
и рефлексии.
По мнению исследователей, негативные
психические переживания и состояния
могут затрагивать разные грани трудового
процесса - профессиональную деятельность,
личность профессионала, профессиональное
общение, в целом отрицательно сказываются
на профессиональном развитии личности.
Следует отметить, что в психологических
исследованиях чаще рассматривают нежелательные
изменения в личности специалиста, отрицательно
влияющие на его работу и жизнь.
Профессиональная деятельность человека
- одно из ведущих проявлений активной
личности. Она влечет за собой профессиональное
развитие работника, что обусловливает
формирование профессионального типа
личности.
Заметное влияние оказывает профессия
и на личностные особенности представителей
тех специальностей, работа которых связана
с людьми. Профессиональная деятельность
педагога образовательного учебного заведения
независимо от разновидности исполняемой
работы, относится к группе профессий
с повышенной моральной ответственностью
за здоровье и жизнь детей и подростков,
учебной группы и класса групп в целом.
При этом несущий бремя «груза общения»
педагог вынужден постоянно находиться
в гнетущей атмосфере чужих отрицательных
эмоций, служить то утешителем, а то, напротив,
– мишенью для раздражения и агрессии.
А ведь психика наша от природы устроена
так, что мы не можем оставаться равнодушными
к проявлениям эмоций со стороны окружающих,
мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются
ещё и вторичные переживания по поводу
чужих проблем, особенно детских, вызванные
незримым, но ощутимо давящим на плечи
грузом ответственности. Следствием всего
этого может являться помимо собственного
ухудшения здоровья человека ещё и стойкое
снижение результативности его работы.
Итог известен и ёмко описан словами классика:
«Ещё один сгорел на работе» [35].
В построенной А. С. Шафрановой классификации
профессий педагогические работники вынесены
в особую группу профессий «профессии
высшего типа» по признаку необходимости
постоянной работы над предметом и собой,
подобное основание в большей степени
подходит для определения субъектного
вклада индивидов [42,58].
Актуальностью и социальной значимостью
выбранной темы является сложный характер
синдрома профессионального выгорания,
а также разнородность интерпретации
его причин и проявлений, требующих поиска
исследовательских стратегий и создания
соответствующего психологического инструментария.
Изучение синдрома выгорания в профессиональной
деятельности педагогов образовательного
учреждения особенно актуально в период
проведения реформ, которые приводят к
интенсификации профессиональной деятельности.
Педагоги школы обеспечивают результативность
образовательной деятельности учреждения,
что возможно лишь при высоком потенциале
их здоровья.
Наличие проблемной ситуации и актуальность
темы исследования позволяют определить
цель, объект, и задачи исследования.
Цель исследования.
определить взаимосвязь профессинального
выгорания и педагогического стиля деятельности
у учителей
Объект исследования:
профессиональная деятельность педагога
образовательного учебного заведения.
Предмет исследования:
взаимосвязь профессионального выгорания
и стиля педагогической деятельности
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя.
Задачи:
1. Рассмотреть феномены «профессионального выгорания» и «стиля педагогической деятельности» в отечественной и зарубежной литературе, посвященной данной проблематике.
2. Описать типичные стили педагогической деятельности учителей.
3. Разработать рекомендации
по профилактике
4. Исследовать влияние
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стиль педагогической деятельности – это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Различают общие и индивидуальные признаки педагогического стиля. К общим относят характерные черты педагогического мастерства группы учителей, к индивидуальным – те, которые характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и связаны с их конкретными склонностями и способностями. Стиль педагога, отражая специфику педагогической деятельности, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта –педагога. Основные, признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогического общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.Говоря о стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Стили педагогического общения, характерные для данного учителя А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя.
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс
обучения, учитель недостаточно адекватно
по отношению к конечным результатам планирует
свою работу; для урока он отбирает наиболее
интересный материал, а менее интересный
(хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной
работы учащихся. Ориентируется в основном
на сильных учеников. Деятельность учителя
высоко оперативна: на уроке часто меняются
виды работы, практикуются коллективные
обсуждения. Однако богатый арсенал используемых
методов обучения сочетается с низкой
методичностью, недостаточно представлены
закрепление и повторение учебного материала,
контроль знаний учащихся. Деятельность
учителя характеризуется интуитивностью,
повышенной чувствительностью в зависимости
от ситуации на уроке, личностной тревожностью,
гибкостью и импульсивностью. По отношению
к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты
обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный
процесс, учитель проявляет консервативность
в использовании средств и способов педагогической
деятельности. Высокая методичность сочетается
с малым, стандартным набором методов
обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся,
редкими коллективными обсуждениями.
Учитель этого стиля отличается рефлексивностью,
малой чувствительностью к изменениям
ситуаций на уроке, осторожностью в своих
действиях [14; c. 12]. Долгое время существовали
различия между отечественным подходом
к проблеме (стиля деятельности, активности)
и зарубежным (когнитивного стиля руководства
и лидерства). Если в отечественной науке
изучение стиля деятельности проводилось
на основе деятельностного подхода, то
в зарубежной психологии это было связано
с личностными факторами в протекании
психических процессов, что привело к
пониманию стиля как свойства личности
- личностный подход. Исследования стиля
деятельности в США рассматривают перцептивный, реактивный
и когнитивный стили (Р. Стагнер, Г.
Олпорт, Х. Виткин), при этом в современных
условиях изучаются стили деятельности
и учителя, и учащихся (Р. Дан и К. Дан, А.
Грегорс, Б. Фишер и Л. Фишер, Д. Кларк, Д.
Хант и др.). Среди современных психолого-педагогических
исследований наиболее актуальны исследования
Вашингтонской группы по проблемам стилей
обучения (в которую входят Мэри Эллен
Алекзандер, Эмма Вайстоленд де Хайнер,
Мэдлин Эрман, Бетти Лу Ливер, Ребекка
Оксфорд, Томас Перри и Мэри Стюарт Вудберн).
Абсолютно разные системы образования
в США и в России имеют различный позитивный
опыт развития и совершенствования стиля
педагогической деятельности, обмен которым
как на научном, так и на практическом
уровне актуален в целях прогресса педагогической
деятельности [18; c. 66].
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
Последнее время много говорят
и пишут о таком явлении, как
профессиональное выгорание. В отечественной
литературе понятие «профессиональное
выгорание» появилось сравнительно
недавно, хотя за рубежом данный феномен
выявлен и активно исследуется
уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger
и др.). Явление выгорания проявляется
в виде целого ряда симптомов, которые
образуют так называемый синдром профессионального
выгорания.
Что это за синдром и почему он возникает?
В процессе выполнения любой работы людям
свойственно испытывать физические и
нервно-психические нагрузки. Их величина
может быть различной в разных видах деятельности.
При небольших нагрузках, действующих
постоянно, либо значительных разовых
нагрузках бессознательно включаются
естественные механизмы регуляции, и организм
справляется с последствиями этих нагрузок
сам, без сознательного участия человека.
В других случаях, когда нагрузки значительны
и действуют продолжительное время, бывает
важно сознательно использовать различные
приемы и способы, помогающие организму
восстановиться.
Как установлено многочисленными исследованиями
отечественных и зарубежных ученых, работа
педагогов связана с большими нервно-психическими
нагрузками. Здесь имеются в виду не только
физиологические факторы, связанные с
условиями труда: гиподинамия, повышенная
нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой
аппараты и т.д. Речь идет, прежде всего,
о психологических и организационных
трудностях: необходимость быть все время
«в форме», невозможность выбора учащихся,
отсутствие эмоциональной разрядки, большое
количество контактов в течение рабочего
дня и т.д. При такой работе день за днем
уровень напряженности может накапливаться.
Возможными проявлениями напряженности
являются: возбуждение, повышенная раздражительность,
беспокойство, мышечное напряжение, зажимы
в различных частях тела, учащение дыхания,
сердцебиения, повышенная утомляемость.
Хотя могут быть и другие индивидуальные
ее проявления. При достижении определенного
уровня напряженности организм начинает
пытаться защитить себя. Это проявляется
в неосознаваемом или осознаваемом желании
как бы уменьшить или формализовать время
взаимодействия с учащимися.[19,45]. Понятие
«профессиональное выгорание» появилось
в психологии сравнительно недавно. В
последнее время оно широко используется
в научных текстах и лексиконе психиатров,
медицинских и социальных психологов,
звучит с экранов телевизоров и мелькает
на страницах популярных изданий. Представители
многих профессий, чья деятельность связана
с общением, подвержены симптомам постепенного
эмоционального утомления и опустошения.Профессиональное
выгорание представляет собой приобретенный
стереотип профессионального, поведения.
«Выгорание» отчасти функциональный стереотип,
поскольку позволяет человеку дозировать
и экономно расходовать энергетические
ресурсы. В то же время, могут возникать
его дисфункциональные следствия, когда
«выгорание» отрицательно сказывается
на исполнении профессиональной деятельности
и отношениях с партнерами. Проблематика
стрессоустойчивости человека в различных
профессиях с давних пор привлекала внимание
психологов различных направлений. В классических
исследованиях Г.Селье, а позднее – А.А.Лазаруса,
Р.Розенмана и М.Фридмана было показано,
что длительное воздействие стресса приводит
к таким неблагоприятным последствиям,
как снижение общей психической устойчивости
организма, появление чувства неудовлетворенности
результатами своей деятельности, тенденция
к отказу от выполнения заданий в ситуациях
повышенных требований, неудач и поражений.
Анализ факторов, вызывающих подобные
симптомы в различных видах деятельности,
показал, что существует ряд профессий,
в которых человек начинает испытывать
чувство внутренней эмоциональной опустошенности
вследствие необходимости постоянных
контактов с другими людьми. Появился
термин «бессильный помощник» описывающий
состояние психической перегрузки в социальных
профессиях. В начале 70-х гг.
прошлого столетия американский психолог
X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание
«эмоциональное выгорание» в связи с анализом
требований, предъявляемых к социальным
профессиям, основное содержание которых
составляет межличностное взаимодействие.
Первоначально автор описал это явление
как ухудшение психического и физического
самочувствия у представителей различных
профессий. [19, С. 97]. Симптомы профессионального
выгорания указывают на характерные черты
длительного стресса и психической перегрузки,
которые приводят или могут приводить
к полной дезинтеграции различных психических
сфер и прежде всего - эмоциональной. Развитие
синдрома носит стадиальный характер.
Сначала наблюдаются значительные энергетические
затраты - следствие экстремально высокой
положительной установки на выполнение
профессиональной деятельности. По мере
развития синдрома появляется чувство
усталости, которое постепенно сменяемся
разочарованием, снижением интереса к
своей работе. Приспособительным назначением
«выгорания» является возможность снижать
расходование энергетических ресурсов
и предохранять тем самым организм от
угрозы истощения. Однако, как многие адаптационные
реакции, этот защитный механизм обладает
лишь относительной целесообразностью
и его негативные последствия проявляются
в снижении успешности профессиональной
деятельности и ухудшении отношений с
партнерами, а в некоторых случаях могут
сопровождаться появлением различного
рода психосоматических расстройств.
Таким образом, достигнутое состояние
«защищенности», на самом деле приводит
к профессиональной дезадаптированности
и нарушению контактов с другими людьми.
Поэтому можно считать достаточно обоснованным
подход к проблеме «эмоционального выгорания»
как особому виду профессионального заболевания
(«болезнь общения»). Эмоциональное выгорание
- динамический процесс и возникает поэтапно,
в полном соответствии с механизмом развития
стресса. Ганс Селье, основоположник учения
о стрессе, рассматривал его как неспецифическую
защитную реакция организма в ответ на
психотравмирующие факторы разного свойства.
При эмоциональном выгорании налицо все
три фазы стресса: 1) нервное (тревожное)
напряжение - его создают хроническая
психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая
обстановка, повышенная ответственность,
трудность контингента; 2) резистенция,
то есть сопротивление, — человек пытается
более или менее успешно оградить себя
от неприятных впечатлений; 3) истощение
— оскудение психических ресурсов, снижение
эмоционального тонуса, которое наступает
вследствие того, что проявленное сопротивление
оказалось неэффективным. [3, С. 64]. Под эмоциональным
истощением понимается чувство эмоциональной
опустошенности и усталости, вызванное
собственной работой. Деперсонализация
предполагает циничное отношение к труду
и объектам своего труда. В частности,
в социальной сфере деперсонализация
предполагает бесчувственное, негуманное
отношение к клиентам, приходящим для
лечения, консультации, получения образования
и других социальных услуг. Наконец, редукция
профессиональных достижений - возникновение
у работников чувства некомпетентности
в своей профессиональной сфере, осознание
неуспеха в ней. [22, С. 19]. В настоящее время,
под психическим выгоранием понимается
профессиональный кризис, связанный с
работой в целом, а не только с межличностными
взаимоотношениями в процессе ее. Такое
понимание несколько видоизменило и его
основные компоненты: эмоциональное истощение;
цинизм; профессиональная эффективность.
С этих позиций понятие деперсонализации
имеет более широкое значение и означает
отрицательное отношение не только к клиентам,
но и к труду и его предмету в целом. Из
всех социально-демографических характеристик
наиболее тесную связь с выгоранием имеет
возраст, что подтверждается многочисленными
исследованиями. Обнаруживается наличие
отрицательной корреляционной связи возраста
и выгорания. В работах С.Маслач показано,
например, что средний медицинский персонал
психиатрических клиник «выгорает» через
полтора года после начала работы, а социальные
работники начинают испытывать данный
симптом через 2-4 года. В некоторых исследованиях
подтверждается и чувствительность старшего
возраста к данному синдрому. В частности,
в исследовании, проведенном на среднем
персонале военных медицинских учреждений,
отмечалось, что наиболее чувствительными
к выгоранию являются не только молодые
люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50лет).
Склонность более молодых по возрасту
к выгоранию объясняется эмоциональным
шоком, который они испытывают при столкновении
с реальной действительностью, часто несоответствующей
их ожиданиям. Специфика влияния возраста
на эффект выгорания тоже неоднозначна.
Наиболее тесная его связь обнаруживается
с эмоциональным истощением и деперсонализацией,
менее - с редукцией профессиональных
достижений. Взаимоотношения между полом
и выгоранием не так однозначны. В ряде
исследований отмечается, что мужчины
в большей степени подвержены процессу
выгорания, чем женщины (Бурке Р.Дж., Грингаласс
Е.А), в то время как другие исследователи
(Даниэль Дж., Шабо И.) приходят к совершенно
противоположным заключениям. Примирением
данных противоположных точек зрения,
по-видимому, будет рассмотрение этой
проблемы с позиций специфики влияния
пола на компоненты выгорания и наличия
опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые
ориентации. Установлено, что у мужчин
более высокие баллы по деперсонализации,
а женщины в большей степени подвержены
эмоциональному истощению. Это связано
с тем, что у мужчин преобладают инструментальные
ценности, женщины же более эмоционально
отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения
от своих клиентов. Риск подвергнуться
выгоранию зависит от того, насколько
выполняемые работниками функции соответствуют
их полоролевой ориентации. Мужчины оказались
более чувствительными к воздействию
стрессоров в тех ситуациях, которые требовали
от них демонстрации истинно мужских качеств,
таких, как физические данные, мужская
отвага, эмоциональная сдержанность, показ
своих достижений в работе. В то же самое
время женщины оказались более чувствительны
к стрессовым факторам при выполнении
тех обязанностей, которые требовали от
них сопереживания, воспитательных умений,
подчинения. В качестве другого объяснения
предлагается тезис о том, что работающая
женщина испытывает более высокие рабочие
перегрузки (по сравнению с мужчинами)
из-за дополнительных домашних и семейных
обязанностей. Феминизированность профессии
учителя имеет целый ряд отрицательных
моментов. Среди них повышенная в сравнении
с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н.
Егоровой - заболеваемость психическими
болезнями, высокая «стрессируемость»,
вызываемая бытовыми неурядицами из-за
не меньшей загруженности работой по дому,
недостаточности внимания, уделяемого
домочадцам и т.п.[12,30.] Имеются исследования,
свидетельствующие о наличии связи между
семейным положением и выгоранием. В них
отмечается более высокая степень предрасположенности
к выгоранию лиц (особенно мужского пола),
не состоящий в браке. Причем холостяки
в большей степени предрасположены к выгоранию
даже по сравнению с разведенными мужчинами.
Вероятнее всего, это может быть обусловлено
одновременным действием других факторов.
«Личностная выносливость». Данная характеристика
в зарубежной психологии определяется,
как «способность личности быть высокоактивной
каждый день, осуществлять контроль за
жизненными ситуациями и гибко реагировать
на различного рода изменения». Люди с
высокой степенью данной характеристики
имеют низкие значения эмоционального
истощения и деперсонализации и высокие
значения по шкале профессиональных достижений.
Выявление связи между выгоранием и индивидуальными
стратегиями сопротивления выгоранию.
Высокий уровень выгорания тесно связан
с пассивными тактиками сопротивления
стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие
стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Обнаружены и некоторые половые различия
в использовании стратегий сопротивления
выгоранию. Так, в исследовании Е.Грингаласс
отмечается, что женщины продуктивнее,
чем мужчины, используют стратегии избегания
стрессовых ситуаций.
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
Многие исследователи предпринимают
попытки обнаружить связь между производственными
стресс-факторами и симптомами «выгорания».
Значимые корреляции были обнаружены
между общим (суммарным) показателем «выгорания»
и характеристиками работы (значимостью
задачи, продуктивностью, намерениями
поменять работу); между деперсонализацией
и прогулами (недисциплинированностью),
плохими отношениями с семьей и с друзьями;
между эмоциональным истощением и психосоматическими
заболеваниями; между персональными достижениями
и отношением к профессиональным обязанностям,
значимостью работы [16].
Организационный фактор эмоционального
выгорания связан с тем, что работа может
быть многочасовой, не оцениваемой должным
образом, имеющей трудноизмеримое содержание,
требующей исключительной продуктивности
или соответствующей подготовки, или с
тем, что характер руководства со стороны
«вышестоящих» не соответствует содержанию
работы. Администрация может смягчить
развитие эмоционального выгорания, если
обеспечит работникам возможность профессионального
роста, наладит поддерживающие социальные
и другие положительные моменты, повышающие
мотивацию. Условия труда педагогов обладают
некоторой спецификой, которая может быть
значимой для формирования синдрома эмоционального
выгорания. Высокая психо-эмоциональная
нагрузка, круглосуточный режим работы
с обязательствами, ожидание стрессовых
ситуций требуют высокой функциональной
активности организма и могут быть квалифицированы
как ведущие патогенные профессиональные
факторы. Кроме того, отягчающее влияние
на здоровье педагогов коррекционных
классов оказывает контакт с больными
детьми, когда педагог не видит положительных
результатов своих усилий по обучению
учащихся данных классов и нередко ощущает
собственное бессилие. В результате развиваются
церебральные нарушения в форме невроза,
сомато-висцеральные нарушения в виде
гипертензии, стенокардии, язвенных поражений
желудочно-кишечного тракта. Профессиональная
деятельность нередко оказывает неблагоприятное
воздействие на личность, приводит к депрессии
и психастении.Чем больше производственная
нагрузка, тем меньше педагогический работник
испытывает удовольствие от самого процесса
работы. Причинами усталости и нервозности
можно назвать превышение нормативного
числа контингента учащихся классов школы,
большой объём учебно-планирующей и методической
работы, низкая техническая оснащённость
рабочего места и не постоянное расписание
занятий [40,26].
Происшедшие в последнее время радикальные
перемены в образовании оказывают дополнительную
психологическую нагрузку на педагогов.
Инновационная деятельность образовательного
учреждения направлена на практическое
использование научно-технического результата
и интеллектуального потенциала, с целью
расширения профильности и качества предоставляемых
образовательных услуг. Большинство педагогических
работников, работающих в инновационных
условиях, имеют ненормированный рабочий
день, или дополнительную профессиональную
нагрузкой (повышение квалификации, освоение
новых методов обучения и воспитания)
[31,5]. Интенсификация профессиональной
деятельности отражается на состоянии
здоровья – способствует увеличению уровня
общей заболеваемости и уровня распространённости
хронической патологии.
Низкая оплата труда педагогов образовательных
учреждений в условиях развития рыночной
экономики заставляет работать, часто
пренебрегая временем, предусмотренным
на отдых для восстановления физического
и эмоционального баланса организма, огромная
ответственность за конечный результат
своей деятельности и приводит к перенапряжению
отдельных органов и систем, возникновению
заболеваний.
Педагогический работник находится в
тисках образовательных стандартов, требований
к ЕГЭ, тех требований, которые он должен
выполнить по отношению к учащемуся школы.
Однако финансирование образования не
соответствует этому объёму. Добавьте
сюда напряженность труда, перегрузки,
связанные с дополнительной работой по
подготовке учащихся к ЕГЭ, все это формирует
состояние стресса .
Для педагогов с отсутствием эмоционального
выгорания характерны эмоциональная устойчивость,
средний уровень стрессоустойчивости,
адекватная самооценка, средний уровень
самоконтроля, низкая тревожность, уравновешенность.
Педагоги, у которых отсутствует синдром
эмоционального выгорания, характеризуются
общительностью, жизнерадостностью, экстравертированностью.
В деловых отношениях педагоги с отсутствием
эмоционального выгорания демонстрируют
средний уровень ответственности и следования
нормам, социальную расслабленность.
Педагоги с отсутствием эмоционального
выгорания в отношении к людям проявляют
дипломатичность, эмоциональную сдержанность.
В отношении к групповым нормам педагоги
с отсутствием эмоционального выгорания
демонстрируют склонность к риску, настойчивость,
стремление к лидерству, самостоятельность,
независимость суждений.
Педагоги с формирующимся эмоциональным
выгоранием характеризуются средним уровнем
развития логического и образного компонентов
интеллекта, консервативностью.
Педагогов с формирующимся эмоциональным
выгоранием характеризует средний уровень
общительности, средняя способность контактировать
с людьми.
В отношении к делу и социальным нормам
педагоги с формирующимся эмоциональным
выгоранием демонстрируют обязательность,
ответственность, дисциплинированность,
высокую совестливость, строгое следование
нормам, социальную напряжённость.
В отношении к людям педагоги с формирующимся
эмоциональным выгоранием проявляют настойчивость,
стремление к независимости, подозрительность,
недоверчивость, завистливость, раздражительность,
высокомерие, прямолинейность.
В отношении к групповым нормам педагоги
с формирующимся эмоциональным выгоранием
демонстрируют зависимость от мнения
других, баланс между независимостью и
покорностью.
Педагоги со сформировавшимся эмоциональным
выгоранием характеризуются средним уровнем
развития логического и образного компонентов
интеллекта, консервативностью. Для педагогов
со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
характерны эмоциональная неустойчивость,
озабоченность, низкий уровень стрессоустойчивости,
низкая самооценка, склонность к чувству
вины, чувствительность к замечаниям,
повышенный самоконтроль, высокий уровень
тревожности, эмоциональность.
Средний уровень общительности, средняя
способность контактировать с людьми
– характерны для педагогов со сформировавшимся
эмоциональным выгоранием.
Педагоги со сформировавшимся эмоциональным
выгоранием в отношении к делу и социальным
нормам демонстрируют строгое следование
нормам, обязательность, ответственность,
дисциплинированность, высокую совестливость,
социальную напряжённость.
В отношении к людям педагоги со сформировавшимся
эмоциональным выгоранием проявляют подозрительность,
раздражительность, высокомерие, ревнивость,
завистливость, прямолинейность.
В отношении к групповым нормам педагоги
со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
демонстрируют зависимость от мнения
других, склонность к подчинению.