Взаимосвязь стиля педагогической деятельности с профессиональным выгоранием педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Личность учителя в педагогической деятельности - это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Цель исследования. определить взаимосвязь профессинального выгорания и педагогического стиля деятельности у учителей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ………...10
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА…………..17
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА
2.1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА.…..…………………………………….23
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА……….25
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 126.24 Кб (Скачать файл)

17 Практическая психодиагностика. Методика и тесты [Текст] : учебное  пособие / Под ред. Е. И. Комарова. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. – 272 с. – ISBN 5–8798–0634–3.

18 Психологический словарь  [Текст] / Авт.-сост. А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 598 с. –  ISBN 5–06–008697–3.

19 Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] : учебное пособие / А. А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006. – 249 с. – ISBN 5–8655–0683–0.

20 Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию [Текст] : учебное пособие / К. Р. Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 211 с. – ISBN 5–8428–0542–0.

21 Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] : учебное пособие / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2006. – 399 с. – ISBN 5–8639–0671–0.

22 Физиологические и психические  основы труда [Текст] : учебное  пособие / Под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007 – 138 с. – ISBN 5–8813–0708–3.

23 Физиологические и психологические  основы научной организации труда  [Текст] : учебное пособие / Под ред. Ю. В. Моцкина. – СПб.: Мирт, 2003. – 237 с. – ISBN 5–8428–05722–0.

24 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст] : учебное пособие / Т. В. Форманюк. – М.: Просвещение, 2004. – 356 с. – ISBN 5–8424–0539–3.

25 Холмогорова, А. Б.  Принципы и навыки психогигиены  эмоциональной жизни [Текст] : учебное пособие / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя, – 2005. – 213 с. – ISBN 5–8423–0592–0.

26.Орел  В.Е. Феномен «выгорания» в  зарубежной психологии: эмпирические  исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, №  1, С.90-101.

27.Моховиков  А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы–составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.

28.Трунов Д.Г. «Синдром  сгорания»: позитивный подход  к проблеме // Журнал практического  психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.

29.Формалюк Т.В. Синдром  «эмоционального сгорания» как  показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Способы саморегуляции (САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)

I. Способы, связанные  с управлением дыханием 
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

  • на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
  • затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
  • снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.  
    Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед  вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. 
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так долго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

II. Способы, связанные  с управлением тонусом мышц, движением 
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. 
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

  • дышите глубоко и медленно;
  • пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
  • постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
  • прочувствуйте это напряжение;
  • резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
  • сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце  вы почувствуете появление тепла  и приятной тяжести. 
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5.

Попробуйте задать ритм всему  организму с помощью монотонных ритмичных движений:

  • движения большими пальцами рук в «полузамке»;
  • перебирание бусинок на ваших бусах;
  • перебирание четок;
  • пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

III. Способы, связанные  с воздействием слова 
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.  
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.  
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 6. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. 
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. 
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 7. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно  «оглянуться назад», вспомнить о  своих успехах в аналогичном  положении. Прошлые успехи говорят  человеку о его возможностях, о  скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность  в своих силах.

  • Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  • Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: 
    «Именно сегодня у меня все получится»; 
    «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; 
    «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; 
    «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
  • Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 8. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения  со стороны. Это, особенно в ситуациях  повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. 
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: 
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» 
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

IV. Способы, связанные  с использованием образов 
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 9

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

  • Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
  • Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 
    ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
  • При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности,  закрыв глаза;  
2) дышите медленно и глубоко;  
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;  
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;  
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;  
6) откройте глаза и вернитесь к работе.

В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической  напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое  взялся. 
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. 
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе. 
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Волгоградский  государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Институт дошкольного, начального образования 

и специальной  педагогики

Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА  НА ТЕМУ:

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА

 

                                                                                                      Работу выполнил:

                                                 Студентка  3 курса ф-та ДНО                                  Отделение  ПИМНО                                                                                                          Группы ПМ-33                                                                                                                         Алимова Елена Юрьевна

Научный руководитель:

Старший преподаватель Кафедры  ППНО

Чижо Наталья Юрьевна

 

 

Волгоград 2012

 


Информация о работе Взаимосвязь стиля педагогической деятельности с профессиональным выгоранием педагога