Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:23, контрольная работа
Цель контрольной работы: рассмотреть визуализацию данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)
Задачи контрольной работы:
- изучить этапы анализа данных;
- охарактеризовать особенности представления данных в наглядной форме;
- рассмотреть способы графического и табличного представления результатов исследования, шкалирование;
- раскрыть формы представления результатов исследования.
Введение……………………………………………………………….….3
1. Этапы анализа данных………………………………………………...5
2. Представление данных в наглядной форме…………………………...6
3. Способы графического и табличного представления результатов исследования……………………………………………………………………...9
4. Шкалирование………………………………………………………...12
5. Форма представления результатов исследования……………….…16
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………...………...21
Визуализация данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)
2. Представление данных в наглядной форме…………………………...6
3.
Способы графического и табличного представления
результатов исследования………………………………………………
Список использованных источников………………………...………...21
Введение
На
всех стадиях педагогического
Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения. Человек часто намного более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.
Визуальный анализ данных призван вовлечь человека в процесс отыскания знаний в данных. Основная идея заключается в том, чтобы представить большие объёмы данных в такой форме, где человек мог бы увидеть то, что трудно выделить алгоритмически. Чтобы человек смог погрузиться в данные, работать с их визуальным представлением, понять их суть, сделать выводы и напрямую взаимодействовать с данными [3, c.49].
Цель контрольной работы: рассмотреть визуализацию данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)
Задачи контрольной работы:
-
рассмотреть способы
1 Этапы анализа
данных
В процессе подготовки и анализа данных, как правило, присутствуют следующие основные этапы:
1. Сбор первичных данных для анализа. Наблюдая и измеряя характеристики объекта, педагог-исследователь собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в выдвижении статистической гипотезы на основании темы и цели исследования.
2. Ввод данных в компьютер. Данные исследований необходимо ввести в компьютер и сохранить. Ввод данных может осуществляться ручным набором чисел с клавиатуры или же экспортом из файла в каком-либо формате. Введенные данные обычно отображаются в форме электронной таблицы или матрицы данных, где столбцы представляют различные переменные (рост, вес, цвет глаз), а строки – измерения значений этих переменных.
3. Преобразование данных. Проводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими исследователя признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются - классифицируются, сортируются, структурируются, подсчитывается частота событий. Нередко также требуется удаление из введенных данных высокоамплитудных значений, которые могут быть результатом некорректных измерений или замена пропущенных (неизмеренных) значений.
4. Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения. Человек часто намного более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.
5. Статистический анализ - статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих проверить нулевую гипотезу.
6. Интерпретация и представление результатов. В творчестве ученого, занимающегося проблемами педагогики, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, исследователи нередко избегают этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам [3, c.49].
Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Однако без всестороннего обсуждения, с ходом которого должен быть ознакомлен читатель, выводы будут мало или вовсе необоснованными и неубедительными, да и сам исследователь многое теряет. Из поля его зрения выпадают ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.
Основная цель интерпретации - выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.
Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает научная квалификация исследователя: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицированнее в той области, где ведется поиск, исследователь, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты [2, c.22].
Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной -краткой и схематизированной - форме.
Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” - значение, порядок признака, частота события.
Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.
Правила построения графиков:
1.
Необходимо провести
2.
Выбрать тот вид графика,
3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.
4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.
5.
Цифры шкалы следует наносить
слева и снизу или вдоль
осей. Горизонтальную шкалу (по
оси абсцисс) необходимо
4. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.
5.
Густота координатной сетки
6.
Допускается количество
7. Если графики отражают серию наблюдений, рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям [2, c.34].
Виды графиков:
1. Линейный график – передает изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года.
2. Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.
3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.
4. Кумулятивный график частоты (накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.
5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).
Графы - особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра - отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей [2, c.44].
3 Способы графического и табличного представления результатов исследования
Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” - значение, порядок признака, частота события.
Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.
Правила построения графиков:
1.
Необходимо провести
2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.
3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.