Визуализация данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть визуализацию данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)

Задачи контрольной работы:
- изучить этапы анализа данных;
- охарактеризовать особенности представления данных в наглядной форме;

- рассмотреть способы графического и табличного представления результатов исследования, шкалирование;
- раскрыть формы представления результатов исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1. Этапы анализа данных………………………………………………...5

2. Представление данных в наглядной форме…………………………...6

3. Способы графического и табличного представления результатов исследования……………………………………………………………………...9
4. Шкалирование………………………………………………………...12
5. Форма представления результатов исследования……………….…16
Заключение……………………………………………………………….20

Список использованных источников………………………...………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Визуализация.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

      4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.

      5. Цифры шкалы следует наносить  слева и снизу или вдоль  осей. Горизонтальную шкалу (по  оси абсцисс) необходимо строить  слева направо, вертикальную (по  оси ординат) - снизу вверх. 

      4. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.

      5. Густота координатной сетки должна  быть оптимальной, не затрудняющей  чтения графика. 

      6. Допускается количество различных  цветов на графике не более  трех.

      7. Если графики отражают серию наблюдений,  рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям.

      Виды  графиков:

      1. Линейный график  – передает изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года.

      2. Гистограмма представляет собой разновидность графика в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.

      3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота  интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.

      4. Кумулятивный график  частоты (накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.

      5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.) [4, c.102].

        
 
 
 

         

      Графы - особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра - отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей [4, c.106].

4 Шкалирование

 

      Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах [5, c.12].

      В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

      Шкалирование - это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблюдаемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется). Шкалирование помогает определить низшую и высшую ступени исследуемого явления.

      Например, при исследовании учебных интересов учеников мы устанавливаем их границы: очень большой интерес - очень слабый интерес. Между этими границами определяется ряд ступеней. В результате складывается следующая шкала учебных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5). Рекомендуется вводить и экстремальные обозначения крайних границ шкалы.

      В психолого-педагогических исследованиях  применяют классификацию шкал, предложенную С.Стивенсоном, согласно которой четыре основных способа измерения, связанные  с различными правилами, называют измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений) [5, c.14].

      

      Рис. 1. Классификация шкал по С. Стивенсу

      1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

      Примеры:

      Учащиеся  класса делятся на две категории  и обозначаются: девочки - 01, мальчики - 02.

      Группы  нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке - 1, на улице – 2, дома - 3.

      В процессе проверки соответствия подготовки выпускников школ требованиям ГОС  появляется группа аттестованных и  не аттестованных учеников.

      2. Шкала порядка  (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

      · ранжирование (в ряд),

      · группировка (ранжирование по группам),

      · парное сравнение,

      · метод рейтинга,

      · метод полярных профилей.

      Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

      Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.

      Пример: учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.

      Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).

      Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.

      Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

      Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

      (Доверяю  полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 –  5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не  доверяю)

      3. Интервальная шкала  (интервальное намерение) - это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.

      Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

      Интервальная  шкала – количественная. В ней  возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления. Таким образом, в интервальной шкале  нельзя определить во сколько раз  один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий теста.

      4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).

      Уровни  измерения и математические вычисления, используемые на данных уровнях, показаны в табл. 1. Из этой таблицы видно, что переход от одного уровня к другому сопровождается расширением класса допустимых математико-статистических операций. Как следует из таблицы, наилучшей является шкала отношений, которую на сегодняшний день удалось реализовать только в рамках физических измерений [5, c.47].

      Таблица 1.

      Шкала       Математические  и статистические величины, вычисление которых допустимо  на данном уровне
      Номинальная       Мода, процентные частоты, доли, корреляция
      Порядковая       Мода, медиана, квартили, коэффициент корреляции, дисперсионный анализ
      Интервальная       Мода, медиана, квартили, коэффициент корреляции, ранговые критерии, средняя, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент  корреляции
      отношений       Все арифметические операции, все понятия  и методы математической статистики

      5 Форма представления результатов исследования

 

      Графическая форма описания результатов. Графическое (пространственно-образные) описания - традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

      Основные  формы графического представления  научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

      Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

      Виды  графов:

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

      При описании результатов психологических  исследований графы используются очень  часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы                     П. К. Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В. Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е. А. Соколова - примеры ориентированных графов.

      Социограмма — это ориентированный граф.

      Наряду  с графами в психологии применяются  и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура  параметров и отношения между  элементами (либо метрические, либо топологические).

      "Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта

      Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка").

      Другие  графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

      Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Информация о работе Визуализация данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)