Вклад И . Г . Песталоцци в развитие и становление педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 13:26, реферат

Краткое описание

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).
Педагогическая концепция.
Теория элементарного образования И . Г . Песталоцци .
Сущность и основные положения элементарного образования И . Г . Песталоцци .
Значение педагогического творчества И . Г . Песталоцци .
Актуальность педагогического творчества И . Г . Песталоцци в наши дни.

Вложенные файлы: 1 файл

прочит песталл.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

4. Сущность и основные положения  элементарного образования  И . Г .  Песталоцци 

 

В последующие  годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе  и  Ивердоне,  И . Г .  Песталоцци  идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод  Песталоцци ", под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". Сущность своего метода  И . Г . Песталоцци  изложил в ряде сочинений: "Метод. Памятная записка  Песталоцци " (1800), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода" (1802), "Что дает метод уму и сердцу" (1806), "Памятная записка о семинарии в Кантоне Во" (1806) и др.

Ведущей в  педагогической  концепции  И . Г .  Песталоцци  была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач. 

И . Г .  Песталоцци  полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности  к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие  из задатков к всестороннему  развитию тела;

3) силы души, вырастающие  из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно  этому и первоначальное, элементарное, обучение  И . Г .  Песталоцци  подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая  гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания  И . Г .  Песталоцци  признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую "совокупную силу", благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил  И . Г .  Песталоцци  считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания  и  умений  И . Г .  Песталоцци  усматривал основу саморазвития.

Совокупность  средств образования, позволяющая  помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И . Г .  Песталоцци  об "элементарном образовании", которые он обобщенно именовал как "метод". Метод элементарного образования – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка.  Песталоцци  разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

  • ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;
  • многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;
  • активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название "элементарное образование" подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.  

И . Г .  Песталоцци  полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

Исходным моментом в познании  Песталоцци  считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения  И . Г .  Песталоцци  рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого  И . Г .  Песталоцци , и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного  обучения,  И . Г .  Песталоцци  был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею  Песталоцци  о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием  Песталоцци ". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции  Песталоцци  несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX–XX вв.

Рассматривая  задачи народной школы,  И . Г .  Песталоцци  выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели – воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка  И . Г .  Песталоцци  видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников – вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития  И . Г .  Песталоцци  считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.

Ведущей в  педагогической  концепции  И . Г .  Песталоцци  была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж. -Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.

 

5. Значение педагогического творчества  И . Г .  Песталоцци 

 
 

И . Г .  Песталоцци  по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире.  И . Г .  Песталоцци  считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.

Посвятив всю  свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние  скудные средства на основание воспитательно-образовательных  учреждений,  И . Г .  Песталоцци  свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей – в воспитании истинной человечности.

Значение педагогического  творчества  И . Г .  Песталоцци  в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место  Песталоцци  ставил изучение родного языка, затем – развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

Выдвинутые педагогом  положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики. 

Песталоцци  намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип – жизнь образует.

Великий русский  педагог К.Д. Ушинский справедливо  называл  И . Г .  Песталоцци  первым народным учителем и отцом новейшей педагогики.

6.  Актуальность  педагогического творчества  И . Г .  Песталоцци  в наши дни

 
 

И . Г .  Песталоцци  стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия  И . Г .  Песталоцци , раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую  актуальность .

Научный и практический интерес к изучению наследия  И . Г .  Песталоцци  в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования – "Песталоццианум", который изучает педагогическое наследие  И . Г .  Песталоцци . "Песталоццианум" занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.

В то же время, как отмечает французский исследователь М. Сетар, несмотря на то, что имя  И . Г .  Песталоцци  очень часто упоминается европейскими исследователями, "его работы читают очень редко, а его деятельность и наследие все еще чрезвычайно малоизвестны".

В России и Советском  Союзе изучение наследия  И . Г .  Песталоцци  также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных жизни и деятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как в Европе. В то же время в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие  И . Г .  Песталоцци  рассматривалось достаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, перед исследователями-марксистами стояла ответственная задача: опровергнуть концепции буржуазных ученых, восстановив "историческую правду о  Песталоцци , оградив его наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая по существу сводится к его фальсификации". Следует констатировать практически полное отсутствие отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение и анализ наследия  И . Г .  Песталоцци . По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний день имеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг " И . Г .  Песталоцци , его деятельность и педагогическая теория" (1965 г), представленная в виде научного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций не выявлено.

В ряде отечественных и зарубежных исследований  И . Г .  Песталоцци  рассматривался как идеолог организации подготовки народных учителей, воспитателей детских учреждений (Поляк Ф., 1909; Ге Ф., 1912; Крупская Н.К., 1917; Монро П., 1923; Пинкевич А.П., 1933; Кларин В.М., 1989; Сетар М., 1996; Блинов В.М., 2001 и др.). Вместе с тем анализ историко-педагогической литературы позволил установить, что проблема подготовки воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии  И . Г .  Песталоцци  не нашла достаточного отражения и научного анализа как в зарубежных, так и в отечественных работах. В связи с этим была определена проблема исследования: каковы особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально – педагогическом наследии  И . Г .  Песталоцци ?

Информация о работе Вклад И . Г . Песталоцци в развитие и становление педагогической мысли