Вклад в педагогику К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время. Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 144.62 Кб (Скачать файл)

           Педагогическая антропология же, по мнению Константина Дмитриевича  – это не отдельная учебная  дисциплина. Это знание, стоящее  на стыке нескольких наук –  естественных и гуманитарных. Прежде  чем реализовывать педагогическую деятельность, учитель должен узнать хотя бы основы естественных наук о человеке. (23, 31)

              Только распространением между воспитателями разнообразных антропологических знаний, на которых основывается искусство воспитания, можно способствовать развитию самого искусства воспитания.

Распространению среди учительства  антропологических знаний поспособствовал  главный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

              Эта книга не спроста не названа ни психологией, ни педагогикой. Труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выходит за границы времени Ушинского, это новая область познания, не существовавшая ранее. Педагогическая антропология находится на стыке педагогики и естественных наук о человеке.

      В хорошо знакомой Ушинскому психологии складывались такие пограничные дисциплины, как психофизика и физиологическая психология, в антропологии появились ее разновидности — физическая, социальная и культурная антропология.

       Следя за структурными изменениями  внутри наук, Ушинский отразил  и учел их в своем  опыте  построения педагогической антропологии.

       Такое понимание педагогической  антропологии определило саму  структуру произведения Ушинского. (6, 45)

        Развитие по Константину Дмитриевичу,  представляет собой цепь переходов  от процесса к процессу. Так,  физиологические процессы сменяются  психофизиологическими, они, в  свою очередь, психологическими. Психологические процессы, как одна  из последних ступеней развития, сменяется духовными или  психоидеологическими  процессами. К последним можно  отнести нравственность, духовность, язык. Эти духовные процессы порождаются  не самим индивидом, а целой  исторической жизнью народа и  даже человечества.

            

          Кроме того, именно Ушинского  можно считать родоначальником  принципов современной педагогики. В его теории интеллекта проявилось понятие «системности обучения», которое сейчас является важной составляющей всей дидактики обучения.

           Между психологией ума и дидактикой Ушинского существует общность в еще более важном пункте — в методе развития, генетическом подходе к обучению-развитию. (23, 17)

            С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди широких масс русского учительства после смерти К.Д. Ушинского К.К. Сент-Илер пытался приблизить научные факты, приведенные в работе К.Д. Ушинского, к практике воспитания. В 1894 г. вышло сокращенное издание "Педагогической антропологии" в одном томе для удобства использования в качестве учебника педагогики, подготовленное К.К. Сент-Илером и Л.Н. Модзалевским.

           Именно К. Д. Ушинский явился  родоначальником системы специального  изучения человека как предмета  воспитания. Ушинскому удалось в своих трудах согласовать естественную природу человека и педагогическую теорию и практику. Он вел педагогику к идеалу антропологического универсализма. Все знание о человеке должно служить фундаментом для педагогики - о душе, о теле, о человеческом общежитии.

            Константин Дмитриевич первым  заговорил о том, что воспитание  – неотъемлемый фактор развития. (7, 57)

             Педагогическая антропология - научный подвиг Ушинского, значение которого возрастает по мере прогресса науки и дела воспитания.

             Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие. В настоящее время наблюдается активное возрождение идеи К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в деятельности современного учительства. (11, 5)

            Таким образом, основываясь на идеях К. Д. Ушинского, педагогическая антропология – это особая область знания, стоящая на стыке естественно-научных и педагогических наук, фундаментальное целостное и системное знание о человеке, воспитывающем и воспитывающемся, о человеке как предмете воспитания.

 

 

    1. Основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

 

           Рассматривая  основные идеи труда Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», можно заметить основные постулаты современной дидактики.

Важнейшее требование, выдвигаемое  К. Д. Ушинским - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.(25, 19)

              Главной задачей гуманистической  педагогики, согласно Константину Ушинскому, является целенаправленное воспитание, опирающееся на естественное изучение человека. Использую взаимосвязь знаний о природе человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Как считал Ушинский, только путем целенаправленного воздействия на все стороны личности можно добиться развития этой личности. Под целенаправленным, педагогически грамотно выстроенном процессом следует понимать воспитание, как особое социальное явление.

         Знания  основ психологии и физиологии значительно обогащают каждого учителя. Именно фундаментальные и системные знания о природе человека, его душе, возрастных кризисах и психических проявлениях составляют необходимую основу для воспитания и обучения детей  в практике любого педагога. (25, 76)

          Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

           Огромная, несоизмеримая заслуга  Константина Дмитриевича состоит  в том, что он разработал  психологические основы дидактики, опираясь на научные достижения своего времени и генерируя их в особую область знания – педагогическую антропологию.

           Рассмотрим основные постулаты педагогической антропологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Основные постулаты  педагогической антропологии


Постулаты педагогической антропологии:

 



Воспитание может  осуществляться только через знание естественной природы человека


Воспитание человека изучается целостно и системно


 

 


 

 

 

 


 

Знания психологии, философии, истории,  педагогики, других наук о человеке - призваны дать фундамент  для воспитания.


Деятельность  воспитания обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном


историческом  бытии.

 


 

 

 

 

 

 

Педагогическая  антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению. Она стремится  понять,  как люди разного возраста


влияют друг на друга


 

 

 

 

        

 

 

 

            К. Д. Ушинский дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. ( 25, 118)

             Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

 

 

Выводы по I главе:

 

  1. В  I главе раскрыты основные теоретические положения исследуемой проблемы. Дано понятие педагогической антропологии по К. Д. Ушинскому.
  2. На основе изучения труда К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» рассмотрены антропологические представления К. Д. Ушинского о развитии и воспитании.
  3. В работе также раскрыты основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
  4. В данной главе также выдвинуты основные постулаты педагогической антропологии.

 

 

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

          Непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах. Перед современными педагогами стоит главная задача – охватить все возможности воспитания, использовать все возможные резервы, а быть может, и заглянуть за горизонт.

            Сложная задача – понять и  принять и воспитателя и воспитуемого. Для ее решения К. Д. Ушинский  предлагает проникнуть в саму  суть, в природу человека, понять  его сущность. Воспитание обязано  исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании. «Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны», - справедливо утверждал К.Д. Ушинский.

            Учитель сможет полноправно называться  учителем только тогда, когда  его урок будет для учеников  СО-бытием, то есть совместным  бытием.

В настоящие время просматривается  тенденция обращения к трудам великого педагога К. Д. Ушинского. Тематика курсовой работы подтверждает это и  раскрывает актуальность идей Константина  Дмитриевича. Многие учителя уже пересмотрели свою методическую воспитательную работу, опираясь на постулаты, описанные Ушинским, кому то ещё предстоит это сделать. Ведь как гласит народная мудрость «Учитель учится всю жизнь».

           В данной главе мы рассмотрим механизм исследования по тематике курсовой работы, а также предоставим практические рекомендации для учителей по обучению, воспитанию и развитию детей.

 

 

2.1. Результаты анкетирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара

 

По теме исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная  работа на базе общеобразовательной  школы № 57 г. Краснодара.

Целью эксперимента является проведение тестирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара, с целью определения результативности использования методической системы К. Д. Ушинского. 

На основании полученных данных составить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию для практикующих педагогов.

Задачами нашего исследования являются:

  1. провести анкетирование среди педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара;
  2. выявить, используют ли в своей работе педагоги МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара систему методических советов К. Д. Ушинского по обучению, воспитанию и развитию детей;
  3. опросить педагогический коллектив, работающий по системе К. Д. Ушинского на предмет результативности данной системы;
  4. на основании исследования труда К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выработать и представить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию детей.

Для достижения цели и задач  были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

4) анкетирование;

5) тестирование;

           В эксперименте участвовали 25 учителей из МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара. Из них 15 учителей являются педагогами начальной школы, остальные 10 – учителей – предметники.

Информация о работе Вклад в педагогику К.Д. Ушинского