Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время. Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика – это искусство, искусство ведения ребенка по жизни, искусство обучения, воспитания и развития. Во все времена первостепенной задачей педагогики, как науки являлось именно воспитание, деятельность педагога, преследующая основную цель духовного обогащения и взращивания подопечных. Но основная задача педагога – это не просто «взращивание» подопечных, а формирование разносторонней, образованной, гуманной и нравственной личности.
В 90 – е годы XX века начался качественно новый этап педагогической мысли в России, связанный с возрождением гуманных общечеловеческих ценностей, несущий в себе духовно - воспитательную значимость воспитания личности. Становление и развитие этого этапа в истории отечественной педагогики тесно переплетается с именем великого русского педагога, основателем русской национальной педагогики – К. Д. Ушинского. (1, 16)
Эти традиции не забыты и
в современное время. Сейчас
всё чаще педагоги говорят
о том, что в современном,
постоянно меняющемся мире
В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов К. Д. Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания. Именно поэтому данная курсовая работа является актуальной и своевременной.
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.
Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время.
Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.
В соответствии с целью,
Очевидно, что К. Д. Ушинский внёс огромный вклад в историю русской отечественной педагогики. Он одним из первых представил человека как предмет воспитания. Именно поэтому объектом нашего исследования будет являться процесс воспитания детей, основанный на методических советах К. Д. Ушинского.
Так как только в процессе правильно организованного воспитания и обучения может произойти личностный рост ребёнка, то предметом нашего исследования будет являться изучение влияния методических советов К. Д. Ушинского на обучение, воспитание и развитие детей.
Всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского посвящены многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей. В изучение и внедрение в практику наследия Ушинского большой вклад внесли такие видные педагогики, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, П.Ф. Каптерев, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, Н.А. Константинов. Труды этих педагогов составляют методологическую основу нашего исследования.
Почти все они рассматривали человека как предмет воспитания и обучения.
Проблема обучения и
Значительное влияние на
Для выявления влияния идей К. Д. Ушинского на деятельность современных педагогов нами были использованы следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) анкетирование;
3) тестирование;
4) беседа.
Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами общеобразовательных учреждений, а также учителями общеобразовательных школ.
База исследования: МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА I. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. Д. УШИНСКОГО
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»
К. Д. Ушинский
Как воспитать ребенка так, чтобы он стал носителем культуры и духовных ценностей? Этот вопрос актуален во все времена. Ответ на него смог дать великий русский педагог К. Д. Ушинский. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского крайне востребована и в наше время.
К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор». (19, 26)
В этой главе мы рассмотрим
ретроспективу жизни К. Д.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и юношеские годы в имении отца около города Новгород-Северска.
Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.
После получения общего образования
молодой Константин Ушинский поступил
на юридический факультет
Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.
Затем в течение 3-х лет К.
Д. Ушинский работал
Деятельность Ушинского в
В 1862 г. он был уволен из Смольного института благородных девиц. Ушинскому было предложено покинуть институт и выехать заграницу для составления учебника по педагогике. Фактически, этот выезд заграницу являл собой замаскированную ссылку.
Тяжелые переживания за судьбу
народного образования не
Кладезем педагогической мысли
К. Д. Ушинского явилось
Напряженная общественная
Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.
После тяжелейшей общественной
работы и написания своего
главного педагогического
До сих пор мы глубоко чтим
и уважаем память этого
Как необходимо воспитывать своих учеников? Какие методологические основы взять в качестве ведущих?
На эти, казалось бы, риторические вопросы нашел ответы основатель научной отечественной педагогике – К. Д. Ушинский.
Впервые именно им был
В педагогической и
Ушинский был первым, выделившим фундаментальную проблему воспитания — главного фактора человеческого развития — и возвеличившим дело воспитания как могучей силы общественного развития.
Достигать целостного знания о человеке воспитуемом, по мнению К.Д. Ушинского, "было правильнее устройством особых факультетов", которые К.Д. Ушинский предлагал называть педагогическими или антропологическими, целью которых должно было быть "изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания" Ушинский К. Д. (25, 114)
Педагогика, по мнению Ушинского
– это собрание правил