Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.
Введение
Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Личность выступает объектом исследования целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе особого внимания.
Становление личности происходит очень сложно и неоднозначно. Это - целый процесс, сотканный из множества важных и второстепенных деталей, взаимоотношений между психикой индивида и окружающим его миром. Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.
Исследованиями, посвященные изучению личности, занимались многие отечественные и зарубежные ученые: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, Р. Кеттел, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд и др.
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных и одним из главных в ХХI веке стал Интернет. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
В наше время все большее значение приобретает Интернет. Огромное количество не только взрослых людей, но и подрастающего поколения получают доступ к Всемирной Сети, большинство школ оснащается компьютерами с доступом в Интернет.
Сеть предоставляет массу возможностей человеку не только получить информацию, необходимую ему для профессиональной деятельности или в повседневной жизни, но и самореализоваться среди таких же пользователей, что не всегда возможно в реальном мире.
Интернет перестал быть только средством получения информации, но и занял значительное место в жизни современного человека. Сегодня в Сети можно не только найти необходимую информацию, но и познакомится, развлечься, сделать покупки, пообщаться с друзьями и т.п., вынуждая пользователя с каждым днем все больше проводить время в виртуальном пространстве.
Проблема влияния Интернет – среды на становление личности является одной из главных. В настоящее время наблюдаются неблагоприятные тенденции влияния Интернета на личность. Мы точно не можем утверждать, что Интернет имеет влияние на личность педагога профессионального образования. Проблема влияния деятельности субъекта в Интернет - среде еще далеко не изучена. Можно даже утверждать, что мы находимся только в начале пути исследования последствий Интернет - активности на личность.
Проблематика изучения Интернет - коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как: Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер.
Целью работы является выявление влияния Интернет среды на
становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть
реализована при решении
Объектом работы является личность педагога профессионального образования.
Предметом является влияние Интернет-ресурсов на развитие личности педагога профессионального образования.
В гипотезе мы предположили, что на эмоциональный компонент личности педагога профессионального образования будет влиять Интернет – среда, отличающаяся такими особенностями как: анонимность, безопасность, доступность.
Методы исследования: методы теоритического анализа; наблюдение, беседа, анкетирование, опросник «Восприятие Интернета» Е. Щепилиной, методика «Самооценка личности» С.А. Будасси, обработка и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического анализа и экспериментального исследования могут быть использованы психологами, преподавателями ВУЗов и ССУЗов в своей профессиональной деятельности и для работы со студентами.
На основании цели и задач работы нами было проведено экспериментальное исследование изучения влияния Интернет - среды на личность педагога профессионального образования.
Экспериментальная база: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. В исследовании принимали участие 80 человек, 40 студентов факультета начального образования и 40 студентов физико-математического факультета.
Данное исследование прошло апробацию на научной студенческой конференции КГУ им. К. Э. Циолковского в г. Калуге 25 апреля 2012 г.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Возможности Интернет-ресурсов в становлении личности работников сферы образования
В психологии существует множество определений личности, единого общепризнанного понимания личности еще нет. Г. Олпорт [39,с.102] еще в 1937 году описал и классифицировал более 50-ти известных тогда различных определений личности. По Г. Олпорту «Личность – это динамическая организация психофизических систем человека, определяющая его поведения и мышления».
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.
По З. Фрейду [Цит.по:50,с.96] «личность» – это комплекс взаимодействующих структур психики, которым соответствуют биологические и социальные тенденции развития.
Ученый условно разделил личность на три составляющие [Цит.по:40,с.88]: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я.
Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала.
Такая реализация происходит в виде ожесточенной борьбы внутри человека, через проживание тревоги и регуляции противостояния с помощью механизмов психологической защиты. Рост личности человека оценивается с помощью определения его актуальной на данный момент стадии психосексуального развития. Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов [Цит.по:50,с.98].
Основная концепция
По А. Маслоу [36,с.37]человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации личности. А. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. «Одна из первых проблем, с которыми я столкнулся в ходе изучения самореализации людей, заключалась в смутном понимании того, что их мотивация в определенной и значительной степени отличается от всего, что мне было известно. Поначалу я определил их жизнь как экспрессивную, а не приспособленческую, но такое определение было далеко не полным. Тогда я указал, что их жизнь была, скорее, немотивированной или метамотивированной (выходящей за пределы простых желаний), чем мотивированной, но эта формулировка настолько зависит от того, какой именно теории мотивации вы придерживаетесь, что от нее больше вреда, чем пользы. Я противопоставил мотивацию развития мотивации ликвидации дефицита, что вносит определенную ясность, но не является окончательным определением» [36,с.77].
По Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический (потребности в еде, сне);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребности в принадлежности, потребность одного человека в другом, например в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).
Высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию - желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей. Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд-радость» [Цит.по:50,с.488]. Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда хочет быть настолько хорошим, насколько он может быть. По А. Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Гуманистическая теория, близка к когнитивной, основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. «Личность – это присущий каждому индивиду, уникальный способ осознания жизненного опыта» [Цит.по:50,с.324]. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности[55,с.334].